С плацкартными вагонами придется попрощаться

Тарифы на самые дешевые билеты сильно вырастут, а количество пассажирских поездов сократят. Правда, в РЖД пообещали проводить сокращение "крайне осторожно"


Фото из архива ИТАР-ТАСС



В РЖД пригрозили снижением числа плацкартных вагонов в ответ на недостаточное субсидирование перевозок со стороны государства. По словам президента компании Владимира Якунина, "только это и остается делать" для сбалансированности бюджета Федеральной пассажирской компании (ФПК – дочка РЖД по пассажирским перевозкам дальнего следования). "Мы сегодня согласуем с некоторыми субъектами Федерации вопросы о сокращении количества плацкартных вагонов и пассажирских поездов. Естественно, мы будем делать это крайне осторожно, несмотря на то что все основания у нас есть", – сообщил вчера Якунин журналистам.

Накануне Федеральная служба по тарифам утвердила рост тарифов на 2013 г. в плацкарте и общих вагонах на 20%, в то время как поездка в вагоне повышенной комфортности подорожает лишь на 5%. Столь резкий скачок цен в демократичном сегменте неминуемо приведет к оттоку пассажиров, об этом в конце ноября предупреждал сам Якунин.

Ранее планировалось повышение тарифов на плацкарт на 10%, но значительное уменьшение государственных субсидий – 14,8 млрд руб. вместо запрашиваемых ФПК 36 млрд – внесло свои коррективы. Якунин пообещал, что РЖД будут пытаться сглаживать рост тарифов на плацкарт с помощью гибкой схемы сезонных изменений цены билета. Правда, пока объявленная гибкая схема выглядит не слишком привлекательно для рядового потребителя: максимальная цена заявлена на период летних отпусков и каникул.

На 20% дороже среднегодовой стоимости билеты будут продаваться с 8 по 12 июня, с 13 июля по 2 сентября и с 29 по 30 декабря 2013 года. При этом 31 декабря единственный день в году будет действовать среднегодовой тариф. С 29 июня по 12 июля, а также 27 – 28 декабря поездка в плацкарте будет стоить на 15% дороже среднегодового тарифа. На 10% увеличится стоимость билетов с 7 по 10 марта, с 13 по 28 июня, с 3 по 30 сентября, с 1 по 4 ноября и с 21 по 26 декабря. На 5% – с 30 апреля по 7 мая и с 10 мая по 7 июня. Зато на поезда, отправляющиеся с 15 февраля по 6 марта и с 11 марта по 27 апреля, можно будет купить билет на 25% дешевле. На 17% упадут в цене билеты на поезда, отправляющиеся с 1 по 14 февраля. С 1 по 31 октября и с 5 по 20 декабря билеты подешевеют на 10%, а с 8 по 9 мая – аж на 50% от среднегодовой стоимости.

Желание РЖД минимизировать убытки, конечно, можно понять. Но вряд ли решению этой задачи будет способствовать сокращение поездов и пассажиропотока. Получается замкнутый круг: чем активнее будут дорожать билеты, тем меньше будет людей, готовых пользоваться услугами компании. На небольших расстояниях альтернативой станет автобус, на больших – самолет (на некоторых направлениях уже сейчас цены на авиабилеты ненамного превышают стоимость услуг РЖД).

В первую очередь, пострадает транспортное сообщение между регионами, которое и сейчас нельзя назвать идеальным. По данным портала Travel.ru, с 15 января РЖД планируют отменить 20 поездов. Из них только один московский (№17 Москва – Пермь), остальные межрегиональные. Наибольшее количество предполагаемых отмен ожидается в Сибири и на Северном Кавказе. Помимо очевидного неудобства для местных жителей, которым придется путешествовать в соседние регионы через Москву, это приведет к дополнительной нагрузке на столицу.


Опрос: Вы предпочитаете ездить в плацкарте или купе (СВ)?


Обсудить на Facebook

Выбор читателей