Россия вырвалась из цепких объятий Китая

Грандиозный экспортный нефтепровод на Дальнем Востоке заработал во всю длину, до тихоокеанского побережья. Восточносибирская нефть получила стабильный выход на огромный рынок АТР, перестав быть заложницей Китая


ФОТО: ИТАР-ТАСС



На днях в торжественной обстановке был дан старт второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО-2) – 2000-километровой трубы от узлового пункта Сковородино в Амурской области до нефтяного порта Козьмино в Приморском крае. Крупнейшая в мире трубопроводная компания ОАО "АК "Транснефть" обзавелась еще одним важным выходом на мировой рынок.

Первая очередь ВСТО – от Тайшета до Сковородино – была введена в строй ровно три года назад. Она была предназначена для поставки нефти в Китай и, по сути, представляла собой несколько измененный проект нефтепровода "Ангарск-Дацин", который пытался построить "ЮКОС" более десяти лет назад. Тогда у него ничего не вышло: планы концерна не соответствовали "генеральной линии". Проект ВСТО отличался тем, что изначально не предполагал замыкания нефтяной трубы на единственного потребителя – Китай. Конечно, когда стройка только начиналась, были опасения, что ответвление в Китай от Сковородино станет в итоге основной веткой и другие расти не будут. Во-первых, дорого (ВСТО-2 в итоге обошелся в 28 млрд руб.), во-вторых, непонятно зачем: ведь Китай представляет собой самый перспективный в мире рынок нефти. Туда можно было бы "влить" всю нефть, которую способен перекачивать ВСТО, – до 80 млн т в год. И Пекин намекал, что он именно этого и хочет.

Однако такая логика не устраивала российскую сторону: нужен был доступ к альтернативным покупателям нефти, чтобы не оказаться в зависимости от одного, очень мощного и влиятельного потребителя. К тому же известно, насколько жестко торгуются китайцы: на фоне возможных нефтяных конфликтов с КНР "газовые войны" с Украиной показались бы детскими шалостями. Поэтому дополнительные затраты были вполне оправданны со стратегической точки зрения. И вот, ВСТО "дотек" до Тихого океана.

Впрочем, труба сдана в эксплуатацию только сейчас, а сам маршрут ВСТО-2 действует уже три года – столько же, сколько и ответвление в Китай. Дело в том, что нефтяной терминал в Козьмино был введен в строй еще в 2009 г., но нефть к нему до сих пор поставлялась по железной дороге. Это было своего рода анонсом перед выходом большой российской нефти на тихоокеанский рынок. В уходящем году через Козьмино было экспортировано почти 16 млн т черного золота. Крупнейшим покупателем стала Япония (более 30% поставок); нефть шла также в США, Филиппины, Южную Корею, Индонезию, Сингапур, Тайвань и Малайзию.

Теперь объемы будут расти. Уже в 2013 г. по ВСТО-2, как рассчитывают в "Транснефти", будет экспортировано около 21 млн тонн. Дальше – больше: пропускная способность трубы составляет 30 млн т, а через некоторое время будет увеличена до 50 млн тонн. Не все будет идти на экспорт: часть нефти предназначается для внутренних потребителей (в частности, НПЗ в Приморье).

Сама нефть, которая поставляется по ВСТО, представляет собой новый, весьма качественный сорт – малосернистую смесь с месторождений Восточной и Центральной Сибири. Она уже получила название ESPO ("ВСТО"). Большие запасы и стабильное качество этого сорта, как полагают в "Транснефти", позволят ему стать одним из основных индикаторов расчета цен на мировом энергетическом рынке. Утверждается даже, что сорт "ВСТО" превосходит по качественным параметрам не только другие российские сорта, но и нефть из стран Персидского залива.

Новое трубное достижение России приветствовали игроки тихоокеанского нефтяного рынка. В то же время два ее ключевых энергетических партнера – Евросоюз и Китай – не на шутку встревожены. По совершенно понятным причинам: часть нефти, которая могла быть поставлена им, теперь пойдет мимо.

Евросоюз давно беспокоится по этому поводу – еще с тех пор, как началось строительство ВСТО-1. Тогда в Восточной Сибири нефть практически не добывалась, и в новую трубу Россия вынуждена была заливать сырье из западносибирских месторождений, а их ЕС давно считает своей сырьевой базой. Теперь ситуация с нефтедобычей в Сибири несколько улучшилась, но ЕС все равно беспокоится: ведь объемы российского нефтяного экспорта на восток существенно возрастут. В этой связи Еврокомиссия даже вызвала "на ковер" представителей "Транснефти": дескать, пусть представят свои расчеты, чтобы Европа убедилась, что ее не лишают российской нефти. В "Транснефти" Брюсселю тут же дали понять, что отчитываться перед ним не собираются. Но, если надо – могут устроить презентацию своей инвестиционной программы. Другого ответа и не следовало ожидать – это было наверняка понятно и Еврокомиссии. Просто у европейцев сдали нервы.

Тем временем свое беспокойство выразил и Пекин. Правда, в форме не ультиматума, а делового предложения. Как сообщил президент "Транснефти" Николай Токарев, "Китай хочет получать 50 млн тонн российской нефти в год любым способом", включая запланированные поставки 10 млн т ежегодно на будущий нефтеперерабатывающий завод, который планируется построить в Китае совместно с "Роснефтью". В настоящее время "Транснефть" поставляет в Китай 15 млн т нефти в год в соответствии с 20-летним контрактом. Но аппетиты Поднебесной растут, и ей, конечно, обидно, что большая нефть из России потекла мимо. Впрочем, всегда остается возможность добывать ее в честной конкурентной борьбе – на выходе, то есть в порту Козьмино. Кстати, в этом году Китай "перехватил" там 4 млн тонн.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей