Россияне теряют веру

Экономические исследования свидетельствуют о том, что потребители делают покупки уже не столь уверенно и безоглядно, как раньше


ФОТО: AFP



Индекс потребительского доверия россиян, который рассчитывает ВЦИОМ, после длительного роста на протяжении последних лет к концу 2012 г. рухнул до 43 пунктов. И это при том, что в 2012-м этот показатель взлетел с отметки 42 пункта в начале года и до 50 - в сентябре. Это может означать, что за прошедший год существенного улучшения в жизни потребителей не произошло.

Индекс потребительского доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок. Индекс строится на основе вопроса "Как вы думаете, сейчас хорошее время, чтобы делать крупные покупки, или нет?" Ответу "Скорее хорошее" присваивается коэффициент 0,9; ответу "Скорее плохое" - 0,1; "Затрудняюсь ответить" - 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для крупных приобретений.

Как отмечается в сообщении организации, падение показателя связано с сокращением доли россиян, считающих нынешнее время удачным для совершения крупных покупок (с 39% до 35%) при одновременном росте группы тех, кто называет текущий период неблагоприятным для этого (с 48% до 52%).

Индекс кредитного доверия также не продемонстрировал позитивную динамику к концу года, однако его снижение было менее значительным: с сентября по декабрь он потерял только 2 пункта (с 34 до 32).

Индекс кредитного доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для кредитования. Индекс строится на основе вопроса "Как вы думаете, сейчас хорошее время, чтобы брать кредиты, или нет?" Ответу "Скорее хорошее" присваивается коэффициент 0,9; ответу "Скорее плохое" - 0,1; "Затрудняюсь ответить" - 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для того, чтобы брать кредиты.

Судя по результатам исследования, получение кредита кажется респондентам еще менее целесообразным, нежели совершение крупных покупок в текущий момент: 66% опрошенных полагают, что настоящее время неблагоприятно для этого. Для сравнения: два года назад индекс находился примерно в том же значении (в декабре 2010 г. - 33 пункта).

Если индексы потребительского и кредитного доверия свидетельствуют, прежде всего, о текущих изменениях потребительских настроений, то существуют также и показатели, определяющие потребительские настроения на будущие периоды. К сожалению, они так же свидетельствуют об отсутствии потребительской уверенности россиян и фактическом завершении потребительского бума.

Так, в третьем квартале прошлого года еще на два процентных пункта упал индекс потребительской уверенности граждан (рассчитываемый ВШЭ) и составил -6% (во втором квартале его значение было зафиксировано на уровне -4%).

Индекс потребительской уверенности, отражает совокупные потребительские ожидания российских граждан. Показатель рассчитывается как среднее арифметическое балансов оценки произошедших и ожидаемых изменений материального положения, благоприятности условий для совершения крупных покупок и ожидаемых и произошедших изменений экономической ситуации в стране.

Из отчета видно, что в последнее время тенденция к сравнительному улучшению потребительских ожиданий россиян, которая наблюдалась на протяжении предшествующих пяти кварталов, прервалась. Отрицательная динамика выявлена практически во всех компонентах индекса потребительской уверенности.

В наибольшей степени ухудшилось отношение российских граждан к общеэкономической ситуации в России. Баланс оценок изменений, которые ожидаются в экономике страны в течение следующего года, снизился на 6 процентных пунктов и тем самым вернулся в отрицательную зону (-2%). Балансы текущих изменений в стране снизились на 1 - 2 процентных пункта, это также касается ожидаемых и фактически сложившихся изменений личного материального благосостояния россиян (их значения составили -3%, -5% и минус 3% соответственно).

Выбор читателей