Медведева отправили по стопам Горбачева

"Новая перестройка", необходимость которой все сильнее осознают власти, рискует повторить все ошибки перестройки конца 80-х. Архитектор которой не подозревал, что нечаянно обрушит систему, которая погребет и его самого




Российские политические события минувшей недели в очередной раз отсылают к давней истине: все новое - это хорошо забытое старое. У тех, чей сознательный возраст пришелся на годы позднего СССР, состоявшееся в минувший четверг расширенное заседание правительства не могло не вызвать чувства дежавю.

Четверть века назад последнему лидеру СССР пришлось признать, что советской экономике срочно требуются изменения. Слово "инвестиции" (тем более "иностранные") не произносилось, но то, что стране необходим приток свежих средств, определенно подразумевалось. Тогда же впервые прозвучали намеки на то, что прежняя экономическая модель себя изжила и срочно требуется новая – адекватная происходящему в мире и конкурентоспособная. Так начиналась перестройка.

Нынешний российский лидер новой страницы в истории определенно не открыл. "Очевидно, что возврат к предкризисной модели роста невозможен, это касается и России, и мира в целом", – заявил Владимир Путин 31 января, указав министрам на замедление роста промышленного производства и сокращение притока инвестиций. "Если мы хотим быть конкурентоспособными, успешно решать социальные задачи, экономика России должна развиваться более быстрыми темпами, чем мировая, – отметил президент далее. – Вместе с тем в последние два квартала наблюдается замедление отечественной экономики. Так, темпы роста промпроизводства в последние месяца упали ниже 2% в годовом исчислении, одновременно снизился приток инвестиций в основной капитал".

Постулат о том, что чтобы кого-то догнать, надо бежать (плыть, лететь, расти) быстрее, в доказательстве не нуждается. Однако президент вынужден был признать, что по ряду причин внутреннего и внешнего свойства делать это становится все сложнее.

Согласно прогнозу Всемирного банка, рост мировой экономики в 2013 г. составит 2,4%; по данным Goldman Sachs, дело пойдет еще быстрее, и рост мирового ВВП составит в текущем году 3,3%. То есть для достижения поставленной цели российской экономике предстоит расти быстрее. В этом случае озвученная ранее Путиным цифра в 5% выглядит вполне логичным ориентиром. И то, что именно ее достижения будут требовать от правительства, сомнений не вызывает.

Впрочем, 5%-й рост необходим стране не только для того, чтобы кого-то догнать или перегнать. В последние годы российская экономика продемонстрировала катастрофическое снижение эффективности на фоне растущего бремени социальных обязательств, взятых накануне выборов, подготовки к Олимпиаде и других мегапроектов. Главный итог безрадостен: при нынешних невысоких темпах роста экономика утратила возможность обеспечивать стране необходимый уровень социально-политической стабильности.

Сложившаяся ситуация отчасти напоминает ту, в которой оказался Горбачев в конце 80-х. Разница в том, что черной дырой, высасывающей силы и средства из экономики, является не гонка вооружений, а тотальная коррупция и неэффективность.

Для сохранения стабильности Путину не остается ничего другого, как объявлять новую "перестройку". Правда, в отличие от последнего генсека, у нынешнего главы государства есть возможность сделать так, что воплощением этой идеи будет заниматься другой человек – премьер Дмитрий Медведев. И тот полностью готов принять возложенную на него миссию. По крайней мере, под сомнительной идеей 5%-го экономического роста Медведев "подписался" целиком. Иначе и быть не могло, особенно если учитывать неясное политическое будущее главы правительства.

Так что отступать премьеру некуда. А значит, самое время вживаться в образ. Ближайшие пять лет станут критически важными для России, заявил Дмитрий Медведев на том же расширенном заседании правительства: "Убежден, что на этот запрос можно ответить лишь на основе устойчивого экономического роста, о чем только что говорил президент. Такой рост должен быть не менее 5% в год. Да, это очень амбициозная, крайне сложная задача, но она не невыполнима".

Таким образом, в сухом остатке получаем, что президент озвучил идею "новой перестройки", а премьер выступит в роли "нового Горбачева".

На словах глава правительства преисполнен оптимизма. В ближайшие пять лет, уверяет Медведев, появится новый "посткризисный мир", в котором возникнут новые "технологические и социальные альянсы и приоритеты, экономические и валютные конфигурации". В связи с этим "правительственным командам предстоит принимать стратегические, иногда болезненные решения и трансформировать вызовы в новые возможности и источники стабильного развития".

Что касается методов реализации "новой перестройки", основной инструментарий премьером позаимствован из его недавней модернизационной кампании. Хотя присутствуют и свежие идеи.

Значительное внимание по-прежнему уделяется развитию инновационной активности, для которой должны быть созданы полноценные условия. "Только ориентируясь на массовое внедрение передовых технологий, мы сможем обеспечить необходимые темпы роста экономики", – в очередной раз заявил премьер. Также первостепенное значение имеет повышение эффективности системы управления, сохранение потенциала традиционной промышленности.

Новой "фишкой" премьера стало повышение конкурентоспособности сельского хозяйства с прицелом на возвращение России роли одной из ведущих аграрных держав. Особое внимание, по словам Медведева, будет уделяться созданию современной инфраструктуры – дорог, портов, авиасообщения, Интернета, энергетических сетей. Наконец, государство будет активно способствовать решению жилищных проблем россиян и модернизации социальной сферы.

К сожалению, на этом аналогии "новой перестройки" со старой не заканчиваются. Как и двадцать с лишним лет назад, публике представлены благие намерения без указания четких алгоритмов их реализации. Причина проста: и тогда, и сейчас перемены упирались в базовые основы системы, менять которую не хотели ни Горбачев, ни Путин, ни Медведев.

В то же время мировая практика показывает, что создание инновационной экономики возможно только при определенном состоянии общества и государства, похвастаться которыми может лишь незначительное количество стран. Именно по этой причине, настоящего инновационного будущего нет у таких государств, как Китай, Индия, Бразилия или Иран, даже несмотря на то, что им удается создавать ядерные заряды образца середины прошлого века и запускать обезьян в суборбитальное пространство.

Почему Медведев замахнулся на возвращение России утраченной в начале прошлого века роли одной из ведущих аграрных держав, непонятно вообще. Особенно, учитывая рьяную приверженность премьера вступлению страны в ВТО.

Все хорошие и правильные слова об инфраструктуре, дорогах, портах и авиасообщении звучат как насмешка на фоне реальных дел. В стране ежегодно строится лишь порядка 500 км дорог общего назначения, а государственные сметы на строительство и ремонт мостов и других инженерных сооружений оказываются завышенными в десятки раз по сравнению с их реальной стоимостью.

Таким образом, "новая перестройка", необходимость которой все сильнее осознают российские власти, рискует повторить все ошибки перестройки конца 80-х. Тогда, не решаясь трогать устои системы и надеясь ограничиться лишь перестановкой слагаемых местами, "архитектор" не предполагал, что проржавевший фундамент не выдержит даже этого и погребет под собой и его самого, и всю прежнюю систему.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей