Денисовский человек собрался в учебники

Факт существования денисовского человека, открытого в 2010 году, больше не требует доказательств. Российские ученые уверены: определение Homo sapiens altaiensis можно включать в научную литературу

ФОТО: Денисова пещера. Туристка.ру

Видов людей становится все больше. Факт существования денисовского человека, открытого в 2010 г., больше не требует доказательств, считают российские археологи.

Существование популяции древних людей, останки которых найдены в 2008 г. в Денисовской пещере на территории Алтайского края, можно считать доказанным. Об этом заявил заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук Михаил Шуньков.

"Для того, чтобы нового гоминида внести в научную номенклатуру как особый подвид Homo sapiens altaiensis, по традиции, которая сложилась в антропологии, этого недостаточно, - считает ученый. - Для этого необходимо большее количество останков, чтобы восстановить его физический облик. Но то, что эти костные останки принадлежат ранее неизвестной популяции ископаемого человека, в этом уже никто не сомневается".

Об открытии не известного ранее вида людей исследователи впервые сообщили в статье, опубликованной в журнале Nature в декабре 2010 года. К таким выводам ученых привел результат расшифровки генома тканей древнего человека, сохранившегося в фаланге тканей и двух зубах, найденных в Денисовской пещере.

История открытия этого вида древних людей является яркой иллюстрацией эффективности новых методов научных исследований. Ранее для признания факта открытия нового вида требовалось несколько находок сравнительно больших частей скелета, позволяющих провести анализ формы костей и их строения. Теперь для анализа генома достаточно фрагментов тканей: общий размер трех найденных костей денисовского человека не превышает размера монеты.

Останки денисовского человека найдены в 2008 г. российскими археологами. В 2010-м команда ученых их института Макса Планка под руководством шведского биолога Сванте Пеэбо секвенировала ДНК, извлеченную из останков. Выяснилось, что новый вид людей ближе к неандертальцам, чем к современному человеку.

У денисовского человека были карие глаза, каштановые волосы и смуглая кожа. Выяснилось, что многими внешними чертами современный человек обязан этому вымершему виду людей: в генах современного населения Земли есть определенный процент генома Денисовца.