Россия беременна бредовой идеей

Какие бы деньги ни вкладывались в инфраструктуру МФЦ, какие бы престижные земельные участки ни выделялись под него, все это мало поможет реальному перемещению международного капитала и сделок в Москву


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Мы живем в идейной стране. В том смысле, что все у нас начинается с идеи. В том числе экономические достижения и неудачи. Например, превращение Москвы в международный финансовый центр (МФЦ).

Никто никогда не высказывал идеи создать МФЦ в Лондоне, Франкфурте или Гонконге. Не было и высочайших повелений на этот счет. Просто по разным причинам именно в этих городах сложились оптимальные условия для осуществления финансовых операций и сосредоточения международного капитала. В России все устроено иначе. Например, ставится задача привлечь иностранный и репатриировать отечественный капитал. Как способ ее решения возникает идея: а давайте создадим в столице МФЦ мирового масштаба! Да такой, чтобы с Лондоном конкурировать на равных, чтобы в рейтинге финансовых центров скакнуть из седьмого десятка в первую тройку.

И вот уже принято властное решение: финансовому центру в Москве быть. Распоряжением правительства в 2009 г. был утвержден план соответствующих мероприятий, причем основная часть их уже выполнена. Выделяются деньги, земля и все необходимое. Выбран (правда, пока еще не утвержден) участок в 460 гектаров – "Рублево-Архангельское" в Захарковской пойме реки Москвы, входящий в состав Западного административного округа столицы. Там будет создана с нуля суперсовременная инфраструктура для привлечения мировых финансов (этакое "Сколково-2"). Разрабатывается даже ускоренный порядок изъятия земель под нужды МФЦ (и, видимо, интересы земельных собственников будут принесены на алтарь финансового благополучия страны). Кроме того, недавно заключен трехлетний контракт с Goldman Sachs – для получения его консультаций по вопросам улучшения имиджа России в глазах зарубежных инвесторов.

Ожидаемые результаты уже расписаны до процента. В основных направлениях деятельности правительства до 2018 г. предусмотрено, что благодаря созданию МФЦ и другим мерам по развитию финансового сектора отношение банковских активов к ВВП увеличится с 76,3% до 115%, а капитализация финансового рынка РФ превысит годовой валовый продукт.

Впрочем, какие бы деньги ни вкладывались в инфраструктуру МФЦ, какие бы престижные земельные участки ни выделялись под него, все это мало поможет реальному перемещению международного капитала и сделок в Москву. Для этого нужно создать, прежде всего, привлекательные правовые условия и налоговый режим, подать пример, наконец. Но до сих пор флагманы отечественного бизнеса фактически занимались антирекламой отечественных финансовых площадок, проводя IPO за рубежом. По данным за последние три года, лишь 20% объема размещения ценных бумаг российских компаний приходилось на наш рынок (в прошлом году, например, из трех крупных IPO ни одного не было проведено на отечественных площадках). При этом на долю компаний из России приходится 18% оборота Лондонской биржи. Всего же за последнее десятилетие 40 российских компаний разместили за рубежом свои акции на сумму порядка $14 миллиардов. Для сравнения: в самой Великобритании 85% размещений акций национальных компаний было проведено на внутреннем рынке, в США, Китае и Бразилии – более 90%.

Теперь российские компании, очевидно, будут обязаны подавать другой пример. В конце января на совещании по развитию фондового рынка Владимир Путин высказался за то, чтобы акции приватизируемых предприятий продавались только на российских биржах. По его убеждению, здесь можно привлечь не меньше денег, чем за рубежом. Это мысль прозвучала в русле поставленной в декабре задачей по "деофшоризации" российской экономики.

Идеи Путина развило Экспертное управление администрации президента. Руководитель управления Ксения Юдаева на днях заявила, что "если само государство не верит в свои торговые площадки и приватизирует на других, то значит все эти планы (относительно создания МФЦ) не вызывают доверия и у других сторон". Так что именно государство должно подать пример, приняв обязательство совершать приватизационные сделки внутри страны. В таком случае "оно становится сильнее заинтересовано в том, чтобы довести конкурентоспособность этих площадок до нужного уровня".

Экспертное управление подкинуло и другие идеи. Например, инвестировать часть государственных резервов и средств пенсионных фондов в ценные бумаги, размещаемые на российской финансовой площадке (вот откуда на этой площадке возьмутся деньги!). В качестве целевых показателей названо увеличение таких инвестиций к 2015 г. для пенсионных фондов – с 1% до 50%, для резервных фондов страны – с 0 до 15%.

Конечно, свои фонды можно обязать вкладывать деньги куда угодно, весь вопрос – будут ли такие вложения эффективны и подвигнут ли они иностранных инвесторов покидать насиженные площадки, чтобы идти в Россию.

Пока в международных рейтингах российский финансовый центр занимает отнюдь не лидирующие позиции. Согласно рейтингу Всемирного экономического форума (вычисляемому для 62 стран по семи различным критериям), в прошлом году ведущим МФЦ был Гонконг, за ним следовали США и Великобритания. Лидирующие позиции Гонконгу обеспечили не только низкие налоги, развитая инфраструктура для бизнеса и финансовая стабильность, но и его роль основной площадки по распространению операций в юанях за пределами материкового Китая. В первую десятку вошли также Сингапур, Австралия, Канада, Япония, Швейцария, Нидерланды и Швеция. Россия находится на 39-м месте, слегка опережая Индию и Мексику.

Согласно последней версии индексов GFCI (Global Financial Centres Index), вычисляемых британской Z/Yen Group, первое место среди МФЦ сохраняется за Лондоном, на втором месте – Нью-Йорк, а Гонконг лишь на третьем. Далее идут Сингапур, Цюрих, Сеул, Токио, Чикаго, Женева и Торонто. Москва и Санкт-Петербург оказались, соответственно, на 64-м и 70-м местах, хотя и поднялись на несколько ступеней.

Конечно, создание "физически осязаемого" МФЦ имеет большое значение. Однако, чтобы в Россию действительно потянулся международный капитал, еще важнее другое: улучшение правовых условий для инвесторов, становление нормальной конкурентной среды и совершенствование банковской системы. Именно на эти задачи указал в январе академик Евгений Примаков, выступая на традиционном заседании "Меркурий-клуба". Он подчеркнул, что без их решения строительство МФЦ является "утопической идеей", более относящейся к пиару, и эта грандиозная "идейная" стройка может заслонить собой реальные проблемы, мешающие России привлекать и возвращать капитал.

Выбор читателей