Что подарила женщинам сексуальная революция

Россиянки больше любят белье помпезное, выразительное, красочное, броское. В Европе предпочитают классику. Это вполне могут быть дорогие материалы, но более спокойных, приглушенных тонов



ВСЕ ФОТО



На днях в Москве прошла первая и пока единственная в России специализированная выставка нижнего белья Lingerie-Expo. Четыре дня специалисты знакомились с новейшими разработками в индустрии, обменивались опытом и знаниями и наблюдали за показами нижнего белья от известных марок. В Lingerie-Expo приняли участие ведущие поставщики и производители из России, стран СНГ, Балтии и Европы. В ходе выставки корреспондент "Yтра" побеседовала с председателем правления Ассоциации латвийских производителей нижнего белья Юрием Хадаровичем.

"Yтро": В СССР нормального женского белья практически не производилось, хотя наверняка в стране были производители, которые могли бы этим заняться. Почему? Это считались излишеством?

Юрий Хадарович: Думаю, да. Это считалось элементом сладкой жизни, роскоши, непозволительной для советской женщины. Сам принцип советского строя – все должно быть одинаково, серенько, никто не должен выделяться. Неприлично было выставлять себя напоказ, особенно в такой интимной сфере. Да и на Западе сексуальная революция, раскрепощенность, открытость началась уже после 70-х годов. И потихоньку это пришло к нам.

Но именно в советские времена прибалтийское белье заслужило добрую славу на нынешнем постсоветском пространстве. Этот рынок по-прежнему является для вас основным экспортным направлением?

Да. В среднем, у латвийских производителей порядка 70% продукции уходит в Россию. А если брать в целом страны бывшего соцлагеря (та же Прибалтика, Россия, Украина, Казахстан, Белоруссия), на их долю приходится как минимум 90%. Конечно, мы активно пытаемся пробиться на Запад, постоянно участвуем в выставках в Париже, но это очень сложно: высокая конкуренция, рынок давно поделен. И сильна брендомания. Известный бренд точно будут брать, а если рядом будет лежать наша продукция – может, и качественнее, красивее, дешевле – спрос не гарантирован. Что же касается постсоветского пространства, здесь брендом, по сути, стала сама страна: Латвия – это уже хорошо. А дальше начинают смотреть, что за марка. Поэтому, конечно, мы стараемся укреплять здесь свои позиции, и рынок Восточной Европы, особенно страны СНГ, для нас сегодня наиболее интересный и перспективный. Тем более что мы все говорим на одном языке, понимаем менталитет друг друга.

А у латвийских производителей нет желания как-то отделиться от общего бренда-страны и прославиться под собственной маркой?

Конечно, каждый продвигает себя. И есть бренды, которые знают именно как самостоятельную марку. Я с клиентами часто общаюсь, и случаются даже такие диалоги: "А что, это тоже Латвия?" – "Конечно, тоже Латвия". – "А мы думали, что это Франция". По сравнению с европейскими производителями наш большой плюс еще и в том, что производство расположено в Латвии. И материалы используем тоже от европейских производителей и латвийского Lauma Fabrics. Это значит, что у нас продукция на сто процентов made in Europe Union. Мы не производим ее где-то в странах Азии. Ведь основная причина переноса производства туда – невысокая цена труда по сравнению с западноевропейскими странами. А мы находимся где-то посредине и можем удерживать достаточно низкую себестоимость продукции при очень хорошем качестве. И сейчас, кстати, многие европейские бренды ищут замену азиатским производителям в странах Восточной Европы – Латвии, Румынии, Болгарии. Потому что здесь много преимуществ. Мы все находимся в Евросоюзе – нет никаких таможен и налогов на добавленную стоимость. Мы близко географически – можно очень быстро осуществлять поставки. Маленькие партии товара можно делать. К тому же, рабочая сила в Китае сегодня тоже стала дорожать.

А в Латвии зарплаты разве не растут?

Конечно, растут потихонечку. Но на данный момент баланс цена/качество еще существует. И с учетом того, что стоимость труда увеличивается во всех развивающихся странах, есть надежда, что в сравнении с ними через пять – десять лет наш рост зарплат не будет таким уж страшным. Главное, думать о том, чтобы твой продукт был интересен покупателю. Цена не будет пугать, если ты убедительно объяснишь, почему она так поднялась. Допустим, новые технологии использовать стали. Уже давно говорят о создании каких-то "умных" материалов.

Что же такого особенного можно изобрести для белья? Кружева, шелка – это все давно придумано и успешно используется столетиями.

Пока это все из области фантастики, но давайте чуть-чуть пофантазируем. Почему не может быть каких-нибудь лечебных бюстгальтеров? Например, бюстгальтер, который лечит от гриппа. Или, бюстгальтер, который меняет цвет по мере необходимости. С эффектом подогрева, с эффектом увеличения груди (не только визуально). Если говорить об эротическом белье, оно может быть каким-то возбуждающим.

Разве эротическое белье не является возбуждающим по самой своей сути?

Я имею в виду, на каком-то химическом уровне воздействия на организм женщины.

И что из этих фантастических предположений наиболее близко к реальности?

Ну, например, сейчас чашки бюстгальтеров стали делать из материалов с благоприятным воздействием на организм женщины. То есть это не синтетика, а какой-то особый состав, дающий такой положительный эффект. Есть ткани, на которых в зависимости от температуры тела меняется рисунок.

Кто ваши основные конкуренты – производители из России, стран СНГ или западные бренды?

Мы работаем в среднем ценовом сегменте. Здесь наши главные конкуренты – производители из Польши, России, Белоруссии. Но мы также видим, что западные производители, которые раньше занимали сегмент fashion-класса, то есть дорогой, тоже спускаются в средний сегмент и по цене уже приблизились к нам.

Это следствие кризиса?

Возможно. Во время кризиса многие итальянские, французские фирмы стали искать варианты, как сделать свой продукт более конкурентоспособным, в том числе, за счет снижения цены. И, соответственно, начали заходить на наше поле. С другой стороны, тот же Китай стал производить не только дешевое белье, но также белье среднего класса и даже дороже. Так что давление на нас идет и сверху, и снизу. Конкуренция большая. И покупатель сегодня весьма избалован. Всем хочется, чтобы было очень дешево и очень качественно. Хотя, конечно, есть категория потребителей, которые невзирая ни на какие кризисы будут выбирать люксовое белье известных брендов. И наряду с компаниями, которые спустились на ступеньку ниже, я знаю фирмы, которые шутят: "Да, у нас кризисный год был очень неудачный, всего 7% прироста". Это при том, что у большинства тогда наблюдалось падение в среднем на 25%. Люди состоятельные на бюстгальтерах не экономят. Поэтому в кризис fashion-сегмент, возможно, меньше всего пострадал. Хотя, конечно, были и там кое-какие потрясения.

Что вы можете сказать о российском рынке белья? Чему в наибольшей степени отдают предпочтение россиянки?

Если сравнивать, допустим, российских женщин и европейских, то в России больше любят белье помпезное, выразительное, красочное, броское. В Европе предпочитают классику. Это тоже могут быть дорогущие материалы, но более спокойных, приглушенных тонов. С точки зрения продаж, если магазин в Европе начал работать с кем-то из поставщиков, он годами будет с ним работать. И даже если ты к нему придешь с продуктом гораздо лучшим, это не гарантирует того, что старого партнера бросят и переключатся на тебя. В России, наоборот, если хоть один сезон ты что-то сделал не так, тебя могут быстренько заменить. Но, соответственно, и войти на рынок легче. На тех же выставках иногда заказ оформляется прямо на стенде. В Европе все делается не спеша, очень долго ведутся переговоры на уровне переписки, пересылки образцов, вопросов: "А можно так же, но с перламутровыми пуговицами?"

Насколько сильно ваш сектор подвержен переменам, связанным со сменой модных трендов?

Очень сильно. Каждый год задаются направления модных трендов, и все производители стараются им следовать. В нашей индустрии сменяемость коллекций идет дважды в год – весна/лето, осень/зима. И если ты не будешь идти в ногу, постоянно стараться придумать что-то новое, рискуешь остаться за бортом. Хотя, конечно, бывают гениальные идеи, которые выстреливают независимо от моды и потом сами задают тон. Последние лет пять, например, активно используются формованные чашки – без швов.

Трудно ли совмещать следование моде с экономическими и производственными требованиями?

Конечно, нелегко. Но здесь нет никаких неожиданностей, производитель понимает, что ему придется это совмещать. Если ты изначально к такому не готов, тебе здесь не место.

А в чем, собственно, выражаются модные тенденции в белье?

Ну, допустим, вчера в моде были трусики с высокой посадкой, через год, наоборот, станет популярна низкая посадка. Та же форма бюстгальтеров – открытые или закрытые. Цветовая гамма тоже каждый сезон меняется.

Мода на белье самостоятельна или следует за одежной?

Боюсь показаться некомпетентным в этом вопросе, но мне кажется, она самостоятельна. В принципе, дома моды, которые задают тон, во все сегменты вовлечены, и все это между собой согласуется. Можно сказать, что мода варится в одном большом котле.

И какое белье будет в моде в новом сезоне?

Ну, классические цвета – черный, белый, бежевый и цвет слоновой кости – в моде всегда. Что касается тенденций сезона весна/лето 2013, все эксперты сходятся во мнении, что ключевую роль играют насыщенные цвета, но только при нетрадиционном использовании, то есть речь идет об оригинальном сочетании текстур, мотивов и узоров в духе высокой моды, дополненных аксессуарами, улучшающими силуэт.


Обсудить на Facebook

## Выставка нижнего белья Lingerie-Expo.
ФОТО: Ольга Соколова

Выбор читателей