Грузия придет на помощь России в трудную минуту

Для возвращения грузинских вин настал самый подходящий момент: они помогут избежать винного дефицита. Правда, Роспотребнадзор отчего-то не спешит


ФОТО: ИТАР-ТАСС



О том, что появилась реальная возможность возобновить прерванные семь лет назад поставки в Россию грузинского вина, в последние месяцы не раз заявляли представители обеих стран. Президент России Владимир Путин и грузинский премьер Бидзина Иванишвили высказали мысль о необходимости отделении бизнеса от политики. Принципиальная договоренность о возобновлении поставок вина была достигнута на межправительственном уровне. Наконец, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, еще прошлой осенью обещавший возвращение в Россию грузинского вина в 2013 г., собрался отправить в Грузию сразу три инспекционных группы для проверки винодельческих предприятий на предмет их соответствия российским требованиям качества. Грузинские политики и эксперты выражали уверенность, что грузинское вино появится на российских прилавках уже этой весной.

Однако в последнее время стали возникать неожиданные проблемы. Так, Роспотребнадзор планировал начать инспекцию на прошлой неделе, но перенес сроки из-за того, что Национальное агентство вин Грузии вовремя не представило необходимые документы по предприятиям, подлежащим инспектированию. На их изучение потребовалось дополнительное время. Вторично начало инспекции было назначено на этот понедельник, 18 февраля. Однако Роспотребнадзор заявил, что мероприятие вновь откладывается: теперь, как выяснилось, грузинская сторона расширила список инспектируемых объектов с 32 до 69, но документы на них еще нужно изучить. "В понедельник наши специалисты не поедут. Они смогут выехать (на грузинские заводы), когда нам представят документы", – заявил Онищенко в воскресенье.

Когда все-таки состоится инспекция, теперь уже не ясно, так что процедура получения разрешения на поставки вина и начало его продаж в России откладывается на неопределенное время. Разумеется, грузинская сторона недовольна: на экспертном уровне звучат обвинения в том, что Роспотребнадзор целенаправленно затягивает переговоры, чтобы оставаться в общем "политическом русле" российско-грузинских отношений. Дескать, никаких коммерческих поставок и не начнется до тех пор, пока не будут восстановлены дипломатические отношения. То есть фактически до тех пор, пока Михаил Саакашвили будет оставаться президентом Грузии.

Впрочем, идеолог российско-грузинской "перезагрузки" настроен более оптимистично. В минувшую субботу на съезде партии "Грузинская мечта" Бидзина Иванишвили заявил, что вполне доволен ходом нормализации российско-грузинских отношений. По его словам, российский рынок "уже открывается" для грузинских товаров.

Возможно, пока Иванишвили принимает желаемое за действительное. Но в том, что грузинское вино рано или поздно вернется на российский рынок, сомнений нет (хотя бы потому, что Саакашвили не сможет вечно занимать президентское кресло). Не исключено также, что операция "возвращение "Киндзмараули" ускорится и будет иметь не только символическое значение.

Когда слухи о скором открытии российского рынка для грузинского вина только появились, эксперты предсказали ему долю в районе 3% от общего объема продаж вина в нашей стране, прогноз Онищенко – не более 4%. Дело в том, что и до эмбарго доля грузинского вина на российском рынке составляла от 3% до 4%. Поэтому и потеря была незначительная (если не считать того, что почти все грузинское вино находилось в нижнем ценовом сегменте – там его отсутствие почувствовалось).

За годы действия эмбарго многое поменялось как на российском винном рынке, так и в географии грузинского экспорта. В частности, доля поставок виноградной продукции из ближнего зарубежья в РФ сократилась вчетверо – до 18%, – и это место было занято продукцией из Европы и Америки. Тем временем и российские виноделы не тратили время зря: за последние годы их продукция выросла количественно и качественно. В прошлом году, к примеру, вина "Фанагории" набрали полтора десятка золотых и серебряных медалей на международных конкурсах в Вене и Гонконге. Впрочем, сырьевая база (то есть виноградники) не поспевает за ростом производства вина в России, вследствие чего растет объем импорта виноматериалов. Но в целом наша страна вполне приспособилась обходиться без грузинских вин.

Что же касается грузинских производителей вина, они, потеряв в 2006 г. 80% своих экспортных возможностей из-за российского эмбарго, модернизировали производство и постепенно сумели занять весьма достойные ниши на рынках Украины (30%), Прибалтики, Чехии, Польши и Белоруссии. Так что острой необходимости в возвращении на наш рынок, да и особых резервов производства у грузинских виноделов просто нет.

Тем не менее реалии рынка могут скорректировать прогнозы. Дело в том, что предложение вина сейчас весьма ограничено во всем мире. В прошлом году имел место исключительный неурожай винограда практически во всех странах-производителях. Так, Франция после морозной зимы и засушливого лета сократила производство вина на 20%, из-за чего прошлой осенью чуть не сорвался традиционный "праздник божоле". Венгрия произвела вина на треть меньше обычного. На других континентах ничуть не лучше: в Аргентине – падение винопроизводства на 24%, в Новой Зеландии – на 17%. В России ситуация вообще близка к критической: если в 2011 г. был собран рекордный урожай винограда в 412 тыс. т, то в 2012-м морозы, жара и наводнение снизили показатель на 40% – до 240 тыс. тонн.

При этом спрос на вино в нашей стране продолжает расти: по мере роста уровня доходов определенная часть населения начинает открывать для себя культуру винопития. Российский рынок вина оценивается в $7 – 8 млрд, при том что уровень потребления вина на человека у нас в четыре – пять раз ниже европейского (и в 10 раз меньше, чем в странах Южной Европы). По данным исследования GLOBAL REACH CONSULTING, в ближайшие три года российский рынок вина вырастет на 4% – 6%.

Одним словом, в нынешней ситуации спрос на вино в России может быть удовлетворен только за счет наращивания импорта – как виноматериалов, так и готового продукта, сопоставимого по цене с российским. А поскольку у основных экспортеров в этом году будут те же проблемы, что и у наших виноделов, появление нового (точнее, хорошо забытого старого) поставщика придется очень кстати. Пользуясь моментом, Грузия сможет не только вернуть, но и увеличить свою прежнюю долю на российском рынке вина. Хотя, возможно, для этого ей придется уменьшить поставки в другие страны.

Согласно предварительным оценкам, бутылка грузинского вина на российском рынке будет стоить от 300 рублей. При этом грузины обещают "приятно удивить" качеством своей продукции. И, по всей видимости, для "отвоевания" российского рынка действительно намерены заботиться о качестве. По крайней мере, первое время.

Выбор читателей