Россиян зажмут в налоговых тисках

Минфин хочет взимать налоги с обладателей "особо доходных" банковских депозитов и тех, чей доход по ним превышает миллион рублей. Банк России с этим не согласен


Фото из архива ИТАР-ТАСС



В среду на "правительственном часе" в Совете Федерации глава Банка России Сергей Игнатьев заявил о несогласии с инициативой Минфина ввести налогообложение процентного дохода российских граждан по крупным банковским депозитам. "Я знаю, что есть проект, который предлагает облагать налогом процентный доход по вкладам в размере, превышающем 1 млн руб. в год. Мне это не нравится", – сказал глава ЦБ.

Введение налогообложения вкладов потребует создания мощной информационной системы, которая будет отслеживать данные по всем вкладчикам и вкладам во всех банках страны. Учитывая, что нововведения, прежде всего, могут коснуться обладателей серьезных депозитов, перед последними возникнет соблазн перевести свои сбережения в зарубежные банки. А собирать данные о зарубежных вкладах россиян будет крайне затруднительно. "Эту информацию мы вообще вряд ли получим. Поэтому я боюсь, что те проценты, которые россияне будут получать по иностранным вкладам, вообще не будут облагаться никаким налогом, а это будет означать отток капитала. А это неправильно", – подчеркнул глава ЦБ РФ.

Идея о необходимости уравнения налогообложения процентного дохода физических лиц по депозитам, акциям и облигациям впервые была озвучена в ноябре 2012 г. министром финансов РФ Антоном Силуановым.

На сегодняшний день процентный доход физического лица по банковским депозитам не облагается налогом в случае, если ставка по таким депозитам не превышает ставку рефинансирования плюс 5 процентных пунктов. В случае превышения ставки с получателя дохода взимается 35%-й налог. Подобная схема в свое время была предусмотрена для исключения незаконных схем увода зарплат от налогообложения. Например, когда для сотрудников банков или аффилированных с ними компаний на короткий период устанавливались сверхвысокие ставки по депозитам, на которые перечислялись зарплатные деньги. Полученный по такому "депозиту" доход шел своеобразным "расширением" к зарплате, минуя налог на доход физических лиц.

В случае снижения необлагаемой нормы в 5 процентных пунктов под это правило может попасть значительное количество держателей депозитов.

Предложение об обложении процентного дохода по депозитам – не единственная мера ужесточения налогообложения физических лиц, предлагаемая в последнее время Минфином. Так, в частности, предлагается облагать налогом на прибыль продавцов квартир или другой недвижимости (дачи, гаражи, земельные участки), в том случае, если речь идет не о единственном объекте, находящемся в собственности продающего. Отдельным пунктом идет налог на недвижимость с учетом ее рыночной стоимости, все "прелести" которого жителям ряда российских регионов предстоит оценить в самой скорой перспективе.

Основной целью столь массированного увеличения налогообложения физических лиц, по всей видимости, являются системные проблемы, связанные со снижением темпов экономического роста и неспособностью экономики покрывать растущие госрасходы. С прекращением роста нефтяных цен и сокращением инвестиций экономика вползает в состояние стагнации, и получаемых ею доходов уже недостаточно для финансирования растущих трат, включая проведение Олимпиады, футбольного ЧМ-2018, перевооружение армии и т.п.

Однако ужесточением налогообложения физических лиц решить проблему выпадающих доходов бюджета вряд ли удастся, о чем, собственно, и говорит Сергей Игнатьев. Ответом на инициативы Минфина, скорее всего, станут всевозможные "серые" схемы и усиление бегства капитала.

Выбор читателей