В СССР умели ездить не быстро, а очень быстро

О том, что русские не только любят быструю езду, но и умеют ставить международные рекорды скорости, свидетельствует история создания в СССР уникальных гоночных автомобилей




"Сам придумал машину, сам сделал, сам ездил", – так говорил о себе Эдуард Лорент, гонщик и создатель советских рекордных болидов. Скоро его уникальные гоночные автомобили можно будет увидеть на 21-й Олдтаймер-Галерее, которая пройдет с 7 по 10 марта в "Крокус-Экспо". Главной темой выставки будет экспозиция "Легенды советского автоспорта", основу которой составят редчайшие автомобили из коллекции известного реставратора Евгения Шаманского.

История нескольких поколений Лорентов – почти автомобильная история страны. Родился Эдуард Осипович в Риге, где его отец работал на велосипедной фабрике Лейтнера, строившей в том числе и автомобили. В 1915 г. семья вместе в фабрикой эвакуировалась в Харьков. Именем этого города Эдуард Осипович будет называть свои рекордные автомобили. Его гоночная карьера началась с мотоциклов: в 17 лет он своими руками собрал фактически из металлолома тысячекубовый "Харлей-Дэвидсон". А в 1937 г. Лейтнер стал чемпионом и рекордсменом СССР в мотоспорте.

Первый "Харьков-Л" Эдуард Осипович построил в 1951 году. Чуть позже в Советском Союзе появилась классификация рекордно-гоночных автомобилей, соответствующая международной. За рекорды государство выплачивало хорошие призовые, а конкуренция только добавляла азарта – в Харькове за звание рекордсмена боролись сразу четыре энтузиаста автоспорта: Лорент, Никитин, Помогайбо и Попов. 23 октября 1952 г. Лорент на "Харькове" ставит первый рекорд – 5 км с хода он пролетает со скоростью 203 км/час.

Но самым результативным станет второй "Харьков-Л": с 1955-го по 1972 г. болид поставил 30 рекордов, из них 14 – международных. Для уменьшения лобового сопротивления Лорент продувал его кузов в аэродинамической трубе. За все время сменилось четыре двигателя - от 250 до 750 кубов, позволявших выступать в разных классах. В классе 1 было установлено десять рекордов, в классе 2 – двенадцать, в классе 3 – шесть и в классе 4 – два. Результат в классе 4 на 1 км со стартом с хода – 286,2 км/ч – до сих пор никем не перекрыт и числится в официальной таблице рекордов скорости Международной автомобильной федерации (FIA). Несколько рекордов установил уже Валерий Лорент – сын Эдуарда Осиповича.

Следующие болиды создавались для заездов другого рода. "Харьков-Л3" стал первым советским дрегстером – рекордным автомобилем, специально предназначенным для заездов на короткие дистанции со стартом с места, а "Харьков-Л4" построили для кольцевых гонок. Лорентовские машины принимали участие в заездах до 1984 года. Несмотря на то что хранить реликвии автоспорта у нас было не принято, машины Лорента живы и по сей день. Спортивную экспозицию Олдтаймер-Галереи украсят три "Харькова", рассказы о рекордах которых можно будет услышать из первых уст – от Эдуарда Валерьевича Лорента, известного гонщика и внука легендарного рекордсмена.

Уникальная выставка советских спорткаров в "Крокус-Экспо" продлится лишь четыре дня и будет интересна не только российским зрителям и журналистам, но и зарубежным специалистам и историкам. По словам представителя РАФ в Международной исторической комиссии FIA Владимира Киреева, век гоночного автомобиля так же скоротечен, как и сама гонка. В СССР гоночные автомобили превращались в ненужный хлам буквально на следующий день после своей победы; ничего музейного, заслуживающего бережного отношения и хранения видеть в них было не принято. Поэтому и без того редкий вид спортивных и гоночных автомобилей прошлых лет был практически утрачен, и теперь любой исторический отечественный спортивный, гоночный, а тем более рекордный автомобиль в России явление редкое, даже уникальное.

Выбор читателей