Школьникам объяснят, почему Хлестаков - антихрист

Российских школьников на уроке литературы хотят учить патриотизму "под особым контролем". Ученикам расскажут, какие герои "правильные", а какие нет, напомнив о Новом Завете


ФОТО: П. Боклевский. Хлестаков. Литография. 1863 г.



Общественная палата всерьез занялась разработкой новой концепции школьного курса литературы. Свежая стратегия, по замыслу чиновников, должна быть призвана "сделать детей патриотами и помочь правильно понять опасные для них произведения". Некоторые произведения классиков при этом могут изъять из школьной программы, рассказал "Известиям" председатель комиссии ОП по сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло.

Есть в концепции и тезис относительно того, какими должны быть школьные педагоги, преподающие литературу. Новая программа сориентирует учителей на воспитание в детях через литературные образы гордости за нашу многонациональную страну, глубокого и спокойного патриотизма, уважения к различным культурам, на формирование в учениках ценностей крепкой традиционной семьи". Именно по этой причине "неоднозначные" персонажи нужно подавать ученикам так, чтобы те "не стали примерами для подражания", уверен Пожигайло.

Первыми объектами, на которые обратили свои строгие взоры эксперты, стали пьеса Александра Островского "Гроза", роман Ивана Тургенева "Отцы и дети", лирика Николая Некрасова, критические статьи Виссариона Белинского и даже сказки, написанные Михаилом Салтыковым-Щедриным. Борцы за детское спокойствие обещают изучение произведений этих автором поставить под "особый контроль".

По словам Пожигайло, учителя должны дать понять ученикам, какой герой "правильный", а какой "неправильный". Согласно позиции общественника, Екатерина из "Грозы" - "неправильная", поскольку она является "несчастной девушкой, которая поддалась страстям", после чего не справилась с ними и покончила с собой. А вот Татьяна Ларина из "Евгения Онегина" - "правильная", ибо "вышла замуж и была счастлива".

Произведения Николая Гоголя рекомендуют исключить из программы средней школы, оставив "Ревизора" с "Мертвыми душами" для старшеклассников. То же самое коснется и "Преступления и наказания" с "Братьями Карамазовыми" Федора Достоевского. Объясняя причину такого решения, Пожигайло заявил, что это "писатели будущего, обладающие провидческим даром".

"Если брать того же "Ревизора", то Гоголь имел в виду не высмеивание царских чиновников, как это понималось в советское время, а мытарства одной души, где каждый из героев - это различные грехи. И Хлестаков в этом смысле - это Антихрист. Чтобы понять Гоголя, нужно, как минимум, знать Новый Завет. И его надо бы параллельно с Достоевским. Они оба говорили евангельскими текстами", - заключил он.

Одну из самых любимых книг школьников - "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова - должна быть вовсе исключена из школьной программы, поскольку якобы дети, читая ее, "не понимают творческую задачу" писателя. "Я считаю, что эту книгу надо в институте преподавать. Конечно, кто-то хочет, чтобы ребенок был полностью свободен, как Раскольников. Но я считаю, что эта свобода, так же как свобода Базарова, она ведет к трагедии. И в этом смысле дать полную свободу, дать Пелевина, Улицкую, "пусть ребенок почитает", - это неправильно", - подытожил Пожигайло.

Отметим, что официально в Министерстве культуры пока предоставленную Пожигайло информацию не подтвердили. Однако ранее, в феврале, президент РФ Владимир Путин уже выступал с предложением о создании единого учебника, правда по другой дисциплине, - по истории.

Что касается Пожигайло, то он ранее уже выступал с критикой русских писателей. В частности, общественник требовал исключить из школьной программы того же Виктора Пелевина и Людмилу Улицкую.

Выбор читателей