Секретное оружие СССР вытащили на свет божий

Мало кто знает, что Советский Союз достиг потрясающих результатов в создании гоночных автомобилей мирового уровня. Доведись СССР принять участие в "Формуле-1", в успехе можно было бы не сомневаться



ВСЕ ФОТО



В мартовские праздники в Москве прошла одна из крупнейших в стране выставок старинных автомобилей – XXI "Олдтаймер галерея" Ильи Сорокина.

На этот раз в качестве главной темы организаторы выбрали одну из самых интересных страниц отечественной автомобильной истории – советский автоспорт. Традиционно, принято считать, что все достижения мирового автомобильного спорта являются заслугами иностранных спортсменов, западных автопроизводителей, команд и "конюшен". О существовании в Советском Союзе талантливых конструкторов, создававших гоночную технику, не отличавшуюся от западной, а порой и превосходившую ее по ряду параметров, известно немногим. И уже мало кто помнит о замечательной плеяде советских гонщиков, поставивших не один десяток рекордов.

Необходимо отдать должное организаторам и участникам XXI "Олдтаймер галереи", которые заново открыли эту незаслуженно подзабытую страничку отечественной истории.

Вниманию посетителей были представлены несколько десятков советских гоночных, раллийных и кроссовых автомобилей. Это легендарные "Харьков-Л" и "Харьков-ЛЗ", "Киев-Спорт" (признанный французскими журналистами "самым элегантным русским спорткаром"), "Астрада", несколько моделей "Эстонии", "Тарту-1" и другие.

Многие их этих машин существовали в единичных экземплярах и считались навсегда утраченными. Возродить их удалось благодаря найденным остовам, фотографиям и энтузиазму и профессионализму реставраторов. Некоторые образцы предстали в своем аутентичном состоянии и различной степени сохранности, что, впрочем, не снизило интереса к ним как со стороны специалистов, так и простых посетителей выставки.

Ощущение причастности к некой тайне из прошлого не покидало всех, кто пришел посмотреть на коллекцию легенд советского автоспорта. В ходе XXI "Олдтаймер галереи" "Yтру" удалось побеседовать с легендой советского и российского автомобильного спорта, двукратным (1986, 1991) чемпионом СССР, победителем Кубка мира и дружбы 1990 г., двукратным (1994, 1997) чемпионом России, мастером спорта международного класса, а ныне техническим директором гоночной команды "АртЛайн" Александром Потехиным.

"Yтро": Александр Викторович, вы являетесь чемпионом СССР 1991 года в классе "Формула 1600". Можете рассказать, что это был за класс и какими вообще были советские "формулы"?

Александр Потехин: В СССР был класс, являющийся аналогом международной "Формулы-3". В советское время, когда проводились гонки на Кубок Дружбы соцстран, в соревнованиях можно было участвовать на практически любом автомобиле с мотором не более 1300 кубических сантиметров. Такое ограничение было обусловлено тем, что сразу после войны в одной из гонок на трофейной машине разбился гонщик, причем во время аварии погиб не только он сам, но и несколько зрителей. После этого на территории ГДР (где проходила роковая гонка) было введено такое ограничение на объем двигателя. Вслед за этим изменить весь регламент соревнований и пересесть на машины с таким маленьким объемом двигателя пришлось и всему социалистическому лагерю.

В 1989 г. ограничения на рабочий объем двигателя в Кубке Дружбы соцстран были сняты, и последние два года, 1989 и 1990, Кубок ездил на двигателях объемом до 1600 кубических сантиметров. Учитывая, что тогда в "формулах" нельзя было применять импортные моторы, остановились на рабочем объеме 1600 кубических сантиметров. Это были "москвичевский" мотор 1500 и самый компактный и самый надежный – "жигулевский". От этого и пошло название "Формула-1600".

Кстати, только с таким объемом со следующего года будет ездить и "Формула-1".

Насколько, на ваш взгляд, советские гонщики соответствовали мировым стандартам? Ведь спортсмены из СССР практически не встречались на трассе с коллегами из западных стран.

В Кубке Дружбы соцстран принимали участие исключительно сильнейшие спортсмены из этих стран. Там ездили самые быстрые гонщики. То, что мы были ограничены рамками стран социалистического лагеря, – это не наши проблемы. У нас не было возможности встречаться на соревнованиях с западными спортсменами, но, сопоставляя их время на конкретных трассах (эти данные были доступны), можно сказать, что мы были не хуже.

То есть советский автоспорт в мировом масштабе был, если можно так выразиться, конкурентен?

Безусловно. Дело в том, что тогда была создана система школ ДОСААФ. Тогда никто не знал, сколько стоит "Формула", сколько стоят запчасти, шины, моторы и т. д. То есть тогда была организована первая и самая важная ступенька. Это самое главное, это начало массового национального спорта. И с того момента начиналась подготовка людей. Существовал естественный отбор. Тот, кто был талантлив, тот поднимался. Сначала эти люди выезжали на республиканские первенства, потом на чемпионат Советского Союза. И в этом процессе отбирались самые сильные. Слабые выбывали. А сейчас у нас все решает папин карман.

Россия пытается пробиться в "Формулу-1". Каковы ее перспективы? Чего вы ждете от российского этапа в 2014 году?

Чтобы что-то занять в этом виде спорта, необходимы соответствующие традиции, опыт. Чтобы туда пробиться, нужно начинать не с того, что берется где-то мальчик и посылается на "Формулу-1", а дальше как повезет. Нужно создавать собственную базу, и делать это нам придется с нуля.

В следующем году в Сочи пройдет этап "Формулы-1", это как-то позволит нам найти свое место в "королевских гонках"?

Сдвинуть ситуацию с мертвой точки может любой случай.

Мне, конечно, немножко стыдно говорить об этом: я в свое время помогал Виталику Петрову стать чемпионом России. Он ездил в нашей команде "АртЛайн" и первый раз стал чемпионом. После этого у него пошли уже международные гонки и все остальное. Но когда я представляю, сколько денег было потрачено на Виталика Петрова для того, чтобы он ездил в "Формуле-1", то понимаю, что тех сумм хватило бы для развития национального автомобильного спорта в России. То есть здесь есть очевидный дисбаланс. Но такие программы, сегодня к сожалению, не являются государственными, все они частные.

Нужно возвращаться к тому, чтобы Российская автомобильная федерация контролировала такие программы. А то у нас получается, что какие-то люди, не имеющие отношения к российскому спорту, едут туда, хотя подчас их гоночные возможности ниже среднего. Я считаю, что это неправильно.

Но ведь автоспорт в стране развивается на частные деньги, поэтому и музыку заказывает тот, кто платит.

Это так. Но здесь нужно срочно что-то придумывать и предпринимать. Например, было бы хорошо, если бы на территории инновационного центра "Сколково" появилась лаборатория, в которой можно было бы начитать экспериментировать и строить современную гоночную технику.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы Петрова на "Формуле-1"?

У Виталика как у спортсмена прекрасные перспективы. Это не только мое личное мнение. За три сезона в "Формуле-1" он вырос в отличного спортсмена. Но, в данном случае, пришли молодые ребята с большими деньгами, и его менеджмент, по всей видимости, не смог это проконтролировать. И Виталик остался без места. Было уже поздно.

Как вы думаете, от России кто-то мог бы выступить на сочинском этапе "Формулы-1" в следующем году?

Сейчас таких, по крайней мере, двое. Миша Алешин и Виталик Петров сегодня вполне могут ехать в "Формуле-1". То есть как минимум два потенциальных пилота у нас есть.

Но вопрос, я так понимаю, в деньгах?

Именно так. А входной билет в "Формуле-1" очень недешевый.

Ну, под российский-то этап деньги найдут. Это, конечно, не Олимпиада-2014, но дело тоже не последнее. К тому же сейчас все резко вспомнили о престиже страны. Да и расходы несопоставимы.

Уже поздно. Для того, чтобы хоть сколько-то прилично проехать в 2014 году, уже сейчас, 17 марта этого года, надо выйти на старт первого этапа Гран-при. Вот тогда возможен еще какой-то результат. Но этого не будет.

То есть российский этап "Формулы-1" пройдет без российского участника?

Не исключено появление кого-то, но одно дело, когда тебя как дежурного игрока выставили на 15 минут в 90-минутном футбольном матче, и совсем другое, когда ты на протяжении всего сезона полноценно работаешь в команде и стремишься показать высокие результаты. Вот это участие. А просто участие в одной гонке – это никому не интересно.

Не бывает в "Формуле-1" такого, что человека посадили, сказали ему – вези результат, и он его привез.

Вы считаете, что здесь лучше не позориться?

Да.


Обсудить на Facebook

#0 XXI Олдтаймер галерея #1 XXI Олдтаймер галерея #2 XXI Олдтаймер галерея #3 XXI Олдтаймер галерея #4 "Эстония 21" #5 "Эстония-15М" #6 Советский гоночный автомобиль "Эстония-25" #7 "Русь-Ф20-16" #8 "Харьков-ЛЗ" #9 "Эстония 20" #10 Киев-Спорт #11 "АМ-01М" #12 Двигатель болида - от "ВАЗ-2108" #13 "ГАЗ-51" кроссовый #14 ГЛ-1 #15 "Тарту-1", "Эстония 8" #16 "Харьков-Л" #17 Так выглядит "Эстония" внутри #18 Советский истребитель Як-1 #19 Hispano-Suiza Type 32, 1916 год #20 Советский микроавтобус "ЗиЛ" #21 Isotta-Fraschini Tipo 8A, 1927 год #22 "ГАЗ-4", 1936 год #23 Jaguar #24 Aston Martin 15-98, Sports Tourer 1938 год #25 Aston Martin DB6 Vantage, 1967 год #26 Austin-Healey #27 Avions Voisin #28 Cadillac Model S, 1908 год #29 Cadillac V16 Fleetwood, 1930 год #30 Chevrolet 3100 Pickup, 1953 год #31 Dodge Dart Pioneer, 1961 год #32 Dodge Royal Sedan, 1959 год #33 VW 23 Window Microbus, 1963 год #34 "ГАЗ-21" #35 XXI Олдтаймер галерея #36 XXI Олдтаймер галерея #37 XXI Олдтаймер галерея #38 XXI Олдтаймер галерея #39 XXI Олдтаймер галерея ## ФОТО: Ольга Соколова

Выбор читателей