Путин приподнял розовые очки

Президенту пришлось согласиться с тем, что российская экономика быстрыми темпами несется к обвалу. К несчастью, готовых сценариев предотвращения опасности у российских властей нет


Фото из архива ИТАР-ТАСС



С безрадостной истиной о том, что российская экономика заходит в глубокое пике, вчера вынужден был согласиться президент России Владимир Путин. В ходе совещания по экономическим вопросам в Сочи он признал, что серьезные экономические проблемы уже не за горами.

"Мы должны быть готовы к тому, что спад производства и кризисные явления в мировой финансовой системе могут отразиться – да, собственно говоря, уже отражаются – на нашей экономике", – обратился президент к участникам совещания.

При этом глава государства, насколько возможно, пытался отыскать причины столь неудачного стечения обстоятельств за пределами России. По словам президента, экономика еврозоны продемонстрировала по итогам прошлого года отрицательную динамику, а у целого ряда стран ЕС сохраняются долговые проблемы, методы решения которых пока далеки от идеала.

Куда менее патриотичным оказался министр экономического развития Андрей Белоусов, отметивший, что основная причина замедления роста "лежит в области макроэкономики и связана с тем, что произошло наложение трех тормозящих макроэкономических факторов". Первым таким фактором является укрепление рубля, составившее в реальном выражении к 2007 г. 20%; в дополнение к этому идут усиление роста тарифов естественных монополий и рост заработной платы. Второй фактор – повышение процентных ставок, не торопящихся снижаться несмотря на сокращение инфляции. Третьим фактором глава МЭР считает бюджетную консолидацию, которая также оказывает тормозящее воздействие на экономику.

Общий диагноз, поставленный министром экономике, прозвучал следующим образом: "У нас закончился восстановительный рост. Мы вышли на предел производственных возможностей".

Напомним, на прошлой неделе Андрей Белоусов заявлял о том, что его ведомство не исключает начала рецессии российской экономики уже этой осенью. Днем ранее артподготовку перед этим громким заявлением провел заместитель Белоусова Андрей Клепач, озвучивший новый прогноз МЭР по росту ВВП в 2013 году: всего 2,4% вместо прежних 3,6%. Причиной он назвал практически нулевой рост экспорта.

Путин явно глубоко раздосадован столь безрадостными прогнозами, при том что еще не так давно он и Медведев всерьез обсуждали пятилетку эффективного экономического роста.

"Я хочу обратить ваше внимание: 2,4% – это ниже, чем рост мировой экономики. У нас такого уже давно не было", – отметил президент на совещании в Сочи, подчеркнув, что у России по-прежнему имеются серьезные золотовалютные резервы, которые вместе с бюджетными резервными фондами создают надежную "подушку безопасности".

С другой стороны, назначение любой подушки безопасности – смягчение последствий лишь первого, самого сильного, удара. От того, что последует далее, никакие подушки спасти не могут.

Причины озабоченности президента и самое серьезное отношение к резко изменившимся в худшую сторону прогнозам понятны. Пять процентов – это, по всей видимости, то минимальное значение экономического роста, которое необходимо для поддержания стабильности бюджета, реализации предвыборных обещаний и намеченных на ближайшее время мегапроектов. Очевидно, что при темпах роста в 2,4% достижение поставленных задач оказывается под вопросом, что очень беспокоит главу государства. Самое же неприятное заключается в том, что из всех доступных способов противостояния кризису ничего подходящего в арсенале государства не присутствует.

"Многие предлагают "разогнать" экономический рост только за счет бюджетных мер и для этого изменить бюджетное правило. Однако очевидно, что для решения поставленной задачи нужны не только бюджетные меры. Да и в случае изменения этого бюджетного правила мы столкнемся с определенными рисками", – посетовал Путин. И далее обратил внимание на необходимость развития инфраструктуры, в первую очередь – энергетической и транспортной.

Бюджетное правило остается незыблемым, так как власти опасаются лишиться источника постоянной подпитки "подушки безопасности". Это, в свою очередь, снижает возможности финансирования других антикризисных механизмов, таких как реализация упомянутых Путиным инфраструктурных проектов. Во многих странах активное создание и обновление инфраструктуры становилось главным инструментом противостояния кризису. Оплаченные государством заказы и подряды обеспечивали занятость огромному числу людей и компаний, потерявших возможность зарабатывать на открытом рынке.

К сожалению, судя по многомиллиардным злоупотреблениям на крупных стройках (саммит АТЭС, Сочи), в российских условиях подобного рода проекты вряд ли возможны. Причем не только в кризисных, но и в относительно "мирных" условиях.

Рассчитывать на внешние займы и инвестиции в условиях сложившегося в стране инвестиционного климата сегодня также бесперспективно. И в последнее время, похоже, президент окончательно это осознал.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей