Зачем Путин давит на газ

Потери "Газпрома" на внешнем рынке оплатят автовладельцы. В том, что цены на газовое топливо для автомобилей взлетят в случае масштабной газификации частного и коммерческого автопарка, не стоит даже сомневаться


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Продвигаемая премьером Дмитрием Медведевым идея частичного перевода автопарка страны на газовое топливо неожиданно удостоилась поддержки на самом высоком государственном уровне. В ходе состоявшегося вчера в Сочи совещания, посвященного данной теме, президент РФ Владимир Путин потребовал от правительства оперативно согласовать все спорные моменты и принять необходимые решения для расширения использования газомоторного топлива.

"Я упоминал о том, что еще прежний состав правительства начал разрабатывать эту тему. Потом полгода назад мы уже с коллегами в этом составе обсуждали необходимость двигаться вперед. Вчера коллеги приняли распоряжение, в котором поручено разработать комплекс мер. Если мы еще полгода будем разрабатывать комплекс мер и согласовывать — я знаю, как это делается, — согласовывать параметры этой работы, то мы можем неоправданно затянуть", - заявил президент.

Для того чтобы у представителей правительства не оставалось никаких сомнений в его решимости реализовать данную идею, Путин обратился непосредственно к участвовавшим в совещании вице-премьеру Аркадию Дворковичу, главе Минэнерго Александру Новаку и ряду других министров. "Я прошу коллег внимательно посмотреть на это и ускорить прохождение всех этих согласований", — отметил президент.

Присутствовавшие, определенно, оказались готовы к требованиям президента. Как заявил в своем выступлении Александр Новак, Минэнерго РФ рассчитывает, что количество автомобилей на газомоторном топливе должно вырасти к 2030 г. в 25 раз — до 2,5 млн единиц, а количество газовых автозаправок в 17 раз — до 3,5 тысяч. По словам министра, это приведет к сокращению выбросов загрязняющих веществ на 12%, а также дополнительным доходам бюджета в размере $5,3 миллиарда.

Еще дальше в своем выступлении пошел председатель совета директоров "Газпрома" Виктор Зубков, предложивший разработать программу утилизации старых автомобилей в обмен на покупку новых машин на газомоторном топливе. "Можно было бы подумать о замене автомобиля на новый, но уже не на дизельном или бензиновом топливе, а на газомоторном топливе", — заметил Зубков. При этом он весьма к месту напомнил о том, что не так давно в России действовала программа утилизации старых авто в обмен на новые отечественные машины.

На это заявление Владимир Путин заметил, что та утилизационная программа носила антикризисный характер и уже закончилась. На что Зубков поспешил отметить, что "здесь тоже кризис". "Подумать надо, Владимир Владимирович, может быть, не отметать. Потому что тогда население получило бы заправку бака на 400 рублей, а не за 1200, как сейчас", — пояснил свою мысль председатель совета директоров "Газпрома".

Надо признать, что ажиотаж, развернувшийся вокруг проблемы газификации автотранспорта на столь высоком государственном уровне, выглядит несколько странно. В большинстве стран подобные вопросы решаются на уровне потребителей и производителей автомобильного газового оборудования. Примерно также до последнего времени все происходило и в России. Оснастить практически любой автомобиль газовым оборудованием здесь не составляет никакого труда. На сегодняшний момент на российском рынке имеется огромное количество соответствующих предложений самого разного уровня, цены и качества.

Стоимость соответствующей процедуры в России сравнительно невелика. Естественным ограничением этого рынка является, с одной стороны, неразвитость сети газовых АЗС в стране, с другой – ощутимое снижение технических характеристик двигателя, работающего на газовом топливе. И если в первом случае ситуация может быть исправлена чисто рыночными методами при возникновении повышенного спроса, то решение второй проблемы выглядит проблематичным по физическим причинам. Калорийность сжигаемого в двигателях газа ниже калорийности бензина и даже дизельного топлива. Еще одним серьезным минусом газомоторных агрегатов является их повышенная пожаро- и взрывоопасность, связанная с тем, что используемое в них топливо находится под высоким давлением и имеет повышенную текучесть.

Примечательно, что недавнее выступление премьера Медведева, посвященное переходу на использование газового топлива совпало со взрывом газового баллона на московском автобусе, оснащенном газовым оборудованием. Столь неудачное стечение обстоятельств невольно порождает конспирологическую версию о том, что проведенное Путиным совещание о газовом топливе могло служить сигналом поддержки им действующего премьера, о скорой отставке которого сегодня не говорит только ленивый. Хотя, конечно, истинные причины повышенного внимания к данной теме, скорее всего, носят не политический характер.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что российский ТЭК, и в первую очередь — "Газпром", несут серьезные потери из-за так называемого сланцевого бума, коренным образом изменившего ситуацию на мировом газовом рынке. В первую очередь, это касается ценообразования на природный и сжиженный газ. Очевидно, что цена на голубое топливо, до последнего времени привязанная к нефтяным ценам, будет изменяться по совсем иным принципам, нежели это происходило раньше. Также, весьма вероятно, что она будет снижаться.

В этой ситуации активно стимулируемый перевод значительной части бурно растущего российского автопарка на газовое топливо обеспечит "Газпрому" неплохой задел на внутреннем рынке. Несмотря на то что объемы потребления газа (сжиженного) в качестве моторного топлива еще долго будут оставаться несопоставимыми с экспортными объемами, главный плюс данного маневра будет состоять в другом. В отличие от мирового рынка, где газовый монополист ничего не может противопоставить объективному снижению цен, на внутреннем рынке возможны самые различные варианты. Учитывая фактически монопольное положение "Газпрома", сомневаться в том, что они возникнут, не приходится. Относительно невысокие объемы поставок газа на внутренний рынок автомобильного топлива могут быть компенсированы его ценой.

О том же, как топливные цены могут изменяться в условиях растущего спроса, можно судить по примеру дизельного топлива, взлетевшего в цене после появления большого количества частных легковых автомобилей с дизельным двигателем. В том, что подобный сценарий повторится и в случае масштабной газификации частного и коммерческого автопарка, сомневаться также не стоит.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей