Над Россией нависла страшная угроза

Приход катарского газа в традиционную вотчину "Газпрома" - Европу - способен положить конец нашему энергетическому могуществу


ФОТО: AFP



Основа современной экономики России - газовый экспорт - в ближайшее время может оказаться под угрозой. Как сообщает Катарский национальный банк, специалисты которого занимаются подготовкой аналитического документа "Экономический прогноз для Катара на 2013 год", подтвержденные запасы природного газа в этой стране составляют чуть более 25 трлн куб. м, что позволяет ей добывать газ в нынешних объемах в течение ближайших 160 лет.

На сегодняшний день эмират Катар является одним из абсолютных лидеров в области добычи углеводородов и, в первую очередь, природного газа. Основные его запасы сосредоточены на гигантском офшорном месторождении "Северное поле" в персидском заливе. В 2012 г. там было добыто 420 млн куб. м газа. Благодаря тесному сотрудничеству с такими мировыми нефтегазовыми гигантами, как Exxon Mobil и BP, Катар располагает самыми передовыми технологиями в области добычи и сжижения газа. В прошлом году эмират поставил на внешние рынки 77 млн т голубого топлива, что составляет треть от общемирового экспорта СПГ.

Удерживать пальму первенства в области экспорта сжиженного газа Катару позволяет наличие транспортного флота, состоящего из более чем полусотни сверхсовременных танкеров-газовозов водоизмещением до 270 тысяч тонн. Большие и нетрудно извлекаемые запасы газа, доступ к современным технологиям и сравнительно небольшое население обеспечивает стране ежегодный экономический рост более чем в 10%, что является одним из лучших показателей в мире.

С каждым годом Катар осваивает все новые рынки газа, уже сейчас начиная конкурировать с Россией в ее традиционной вотчине - Европе. Катарский СПГ и сланцевая революция сегодня являются одной из основных причин поражения России на рынке сжиженного газа.

В то же время существуют небезосновательные предположения, что скоро Катар попытается выйти на европейские рынки и с природным трубопроводным газом. Это обстоятельство может стать самым сокрушительным ударом по энергетическому могуществу России. Из-за более низкой стоимости катарского газа может рухнуть вся система поставок голубого топлива в Европу, годами выстраиваемая "Газпромом". Причем для этого Катару вовсе не потребуется полностью выдавливать его с европейского рынка. Появление на нем даже незначительных объемов по более низкой, чем у "Газпрома", цене заставит российского монополиста опускать ценник и менять условия контрактов. Однако, в отличие от Катара с его более дешевым газом и современными технологиями добычи, возможности ведения ценовой войны у российского поставщика серьезно ограничены.

О том, что Катар может попытаться выйти на европейский рынок с трубопроводным газом, свидетельствуют многочисленные предположения политиков и аналитиков, связывающих последние события в Сирии с желанием Катара и его влиятельных союзников проложить газопровод к Средиземному морю в обход Ирана. Последний в силу политических причин является главным ограничителем катарской газовой экспансии в мире. В случае обострения политической ситуации в регионе Ирану не составит труда перекрыть проходящие по его территории газопроводы и блокировать выход из Ормузского пролива, полностью прекратив тем самым катарский экспорт СПГ.

По этой причине Катар как никто другой заинтересован в обходной трубе, проходящей по территории Сирии. В условиях нынешнего сирийского режима, поддерживающего дружественные отношения с Ираном, это невозможно. Именно это обстоятельство во многом является одной из причин продолжающегося конфликта в этой стране.

В случае падения режима Асада Катар получит возможность подвести газовую трубу к Средиземному морю, а потом и в Европу. О последствиях этого для России уже говорилось выше.

Опасность подобного развития событий прекрасно понимают и в Москве. Этим, собственно, и обоснована ее довольно жесткая позиция по Сирии, а также многочисленные попытки установления партнерства с самим Катаром.

Насколько все это окажется успешным, не известно. В том, что режим Асада рано или поздно падет, сомнений остается все меньше. Попытки налаживания равноправного партнерства с тем, кто является прямым и наиболее сильным конкурентом, также никогда не являлись панацеей.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей