За российскую нефть не хотят платить

Несмотря на колоссальные потери от торговли нефтью с Китаем, восточное направление экспорта продолжает рассматриваться руководством России как одно из наиболее перспективных


Состав с нефтью на пути в порт Козьмино. Фото из архива ИТАР-ТАСС



Несмотря на сравнительно высокий уровень мировых цен на нефть, нефтяной экспорт России все больше сталкивается с проблемами собственной эффективности. Причем страдают от этого как сами производители черного золота, так и его европейские потребители. Как сообщает The Financial Times, поставки российской нефти в Европу сегодня сократились до самого низкого уровня за последние десять лет. Это вынуждает европейские НПЗ платить значительные деньги за сравнительно небольшие объемы поставляемого сырья.

Одной из причин недостатка нефти является программа санкций в отношении Ирана. Большую роль сыграла также переориентация российских нефтяных потоков с Запада на Восток, в сторону Китая.

Сложившаяся ситуация серьезно ударила по находящейся в состоянии кризиса Европе. В числе наиболее пострадавших могут оказаться такие нефтеперерабатывающие компании, как финская Neste Oil, польская PKN Orlen и венгерская MOL Group.

Между тем при очевидном недостатке нефти на Западе и готовности европейцев платить за нее по самой высокой цене значительные объемы российского черного золота уходят в Китай по гораздо более низким расценкам.

Контракт о поставках российской нефти в КНР был заключен в 2009 году. Согласно его условиям, Банк Развития Китая выдал России 25-миллиардный кредит в обмен на поставку 300 млн т нефти до 2030 г. (по 15 млн т в год). По договору, кредит должен был погашаться за счет части выручки от продажи нефти.

Деньги кредита были направлены, в первую очередь, на строительство нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий Океан" (ВСТО), основным назначением которого по сути является транспортировка нефти в тот же Китай. Трубопровод соединяет месторождения Восточной Сибири с городом Сковородино в Амурской области. Оттуда нефть поставляется в приморский порт Козьмино и в китайский Дацин.

История этого контракта сопряжена с многочисленными попытками российской стороны договориться с Пекином относительно более-менее приемлемой цены на поставляемую нефть. И все же, несмотря на определенные успехи "Роснефти" в этих переговорах, Россия продает КНР нефть по цене, значительно уступающей рыночной. Так, в марте 2011 г., когда мировые цены на нефть были одними из самых высоких и российская Urals, значительно более худшая по качеству, чем нефть, поставляемая в Китай, на мировом рынке торговалась по $110 за баррель, КНР платила лишь $60 за баррель – почти вдвое ниже среднемировой цены.

Формально столь низкая цена объясняется специальной ежемесячной формулой расчета. За основу берется цена, по которой продаются углеводороды в порту Козьмино Приморского края. Если же объемы отгрузок в Козьмино падают ниже 12,5 млн т в год, то в качестве базы для расчета берется нефть, поставляемая из портов Новороссийска. Таким образом, средняя прогнозная цена барреля нефти составляет порядка $50, а общая цена контракта (поставка 300 млн т за 20 лет) составит $65 миллиардов.

Однако, несмотря на колоссальные потери от торговли нефтью с Китаем, восточное направление экспорта продолжает рассматриваться российским руководством как одно из наиболее перспективных. Во многом это продиктовано политическими причинами, предполагающими демонстрацию Западу независимости российского ТЭК от европейского потребления.

В Пекине, в свою очередь, прекрасно понимают, что Россия, построив ВСТО, оказалась в зависимости от единственного крупного потребителя. Это дает Китаю возможность фактически единолично решать, по какой цене покупать нефть. Позиция России осложняется еще и тем, что китайские источники поставки нефти достаточно диверсифицированы, и в случае излишней несговорчивости Москвы он без особых проблем может вообще отказаться от российских поставок.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей