Ученые раскроют тайну "русской Атлантиды"

Подводный исследовательский отряд Русского географического общества ищет на дне озера Светлояр следы града Китежа. Историки, географы и краеведы надеются приподнять завесу тайны не только над легендой, но и над самим водоемом


Фото: Илья Мельников / Русское географическое общество



Сгустившиеся тучи обрушили на Светлояр ливень именно в тот момент, когда первая группа подводников начала погружение в холодные воды. Как будто сама природа отчаянно сопротивлялась очередной попытке разгадать загадку озера. Место это издавна считается святым. По преданию, именно здесь был расположен легендарный град Китеж – русская Атлантида. До сих пор никто не сумел научно обоснованно доказать или опровергнуть факт его существования. С помощью археологов из подводного исследовательского отряда Русского географического общества историки, географы и краеведы надеются приподнять завесу тайны не только над легендой, но и над самим водоемом.

С высоты птичьего полета Светлояр кажется почти идеально круглым. Свое название озеро получило в честь старорусского бога Яра. Его размеры невелики – полкилометра в длину и чуть больше в ширину, зато глубина – самая большая в области (достигает 39 метров). Откуда взялось это озеро в Нижегородском крае, ученые объяснить не могут. Выдвигались различные гипотезы его происхождения, но ни одна из них не подтвердилась. При этом радиоуглеродный анализ показал, что существует озеро не менее трех с половиной тысяч лет. И все это время сохраняет кристальную чистоту, никогда не зарастая тиной, хотя обычно за такой срок озера превращаются в болота, а болота – в леса.

Не удивительно, что почитался Светлояр с глубокой древности. Но в православном мире приобрел особенное значение. Легенда гласит: в XIII веке хан Батый, разорявший Русь, прослышал о прекрасном граде на берегу озера и возжелал захватить его. Сначала был завоеван Малый Китеж (нынешний Городец), и один из пленников, не выдержав долгих мучительных пыток, указал тайную тропу к озеру. Большой Китеж показался монголам легкой добычей: спрятанный в глухой лесной чаще, он не имел серьезных оборонительных сооружений. Но когда орда приблизилась, в ответ на молитвы жителей из-под земли забили фонтаны и скрыли город. По одной версии, он ушел под воду, по другой – под землю, иные сказания подробности волшебного исчезновения и вовсе опускают.

Попытки отыскать непокоренный город предпринимались неоднократно. Первыми Светлояр начали изучать студенты Казанского университета еще в конце XIX века. Правда, до самого дна пока еще никто не добирался. Между тем только там – на дне – и можно отыскать хоть какое-то подтверждение легенды. Потому что вокруг озера следов крупных средневековых городов не обнаружено. Хотя люди здесь действительно жили с древнейших времен.

Вот уже третий год на высоком берегу, украшенном изящной деревянной часовней, археологи ведут раскопки поселения начала XIV – XV века. Оно достаточно крупное и статусное, но не городское. Скорее всего, феодальная усадьба. Здесь находят женские украшения (в основном стеклянные), бронзовые нательные крестики, ременную гарнитуру в виде всякого рода пряжек и накладок, изделия из железа. Иногда попадаются артефакты более раннего времени – кремневые орудия эпохи мезолита и неолита. "Града XIII века здесь точно не было", – уверяет руководитель раскопок, сотрудник музея Нижегородского университета имени Лобачевского Евгений Четвертаков. А Китеж – просто символ православной веры, искусственно привязанный к событиям того периода, полагает он.

Скромные находки археологов хранятся неподалеку – в местном музее "Китеж". Высокое резное крыльцо, несколько уютных маленьких комнат, традиционный набор экспонатов крестьянского быта, образцы народного творчества. Предмет особенной гордости – уникальная керамика местного мастера, секрет которой он не раскрывает. Если повезет, экскурсию проведет лично директор природного парка Воскресенское Поветлужье Алексей Гроза. Парк создан 10 июня 2008 г., и Светлояр – его главная достопримечательность и ценность.

Поиски Китежа сродни вечным поискам святого Грааля в кельтском эпосе, считает Алексей. "Это красивый миф, который заложен на уровне архетипа в групповом сознании: вера в светлое, доброе, справедливое, – поясняет он. – На мой взгляд, идет очередной цикл возрождения этого символа, который призывает к пробуждению более высоких переживаний в сердце человека, нежели просто есть, пить, размножаться". Сегодня в обществе сформировался мощный запрос на чудо – добавляет наместник Городецкого Федоровского мужского монастыря игумен Августин (Анисимов).

Особенно сильно жажда чуда ощущается накануне дня Ивана Купалы, в ночь с 6 на 7 июля. Недалеко от Светлояра расположено село Владимирское, где 6 июля отмечается также престольный праздник – Владимирской иконы Божьей Матери. Языческие обряды причудливо переплетаются с христианскими, и трудно понять, где заканчиваются одни и начинаются другие. По традиции жители села обходят озеро с зажженными свечами в руках. И в этот хоровод вливаются практически все, включая тех, кто случайно оказался рядом. Как не поддаться искушению, если, согласно поверью, достаточно обойти вокруг озера хотя бы один раз, чтобы исполнить желание или найти суженого.

И вот уже столичные журналисты (в основном, конечно, журналистки) со свечами в руках разбавляют это шествие. Озеро небольшое. Его можно обойти минут за двадцать. Или за час? Пока мы идем, ощутимо темнеет, и в этом хороводе свечей, в заботе о том, чтобы не погас твой личный маленький огонек в ладонях, ощущение времени пропадает. Впрочем, мы все же идем довольно бодрым шагом, и к моменту, когда совсем стемнеет, успеваем сделать полный круг. Потом людской поток вырастет настолько, что круг замкнется и движение практически остановится. Ночь вокруг Светлояра озарится светом тысяч зажженных свечей. Одно только это зрелище стоит того, чтобы сюда приехать. В этом году на озере собралось 18 тысяч человек.

Впрочем, радует цифра не всех. Возросшая популярность места имеет оборотную сторону – святыня и уникальный биологический объект превращается в банальную рекреационную зону со всеми негативными последствиями. И табличка "купаться запрещено", разумеется, никого не смущает. Давно прошли те времена, когда плавать в Светлояре считалось кощунством. Максимум, что можно было себе позволить, – разок окунуться. Еще лучше – просто набрать воды и умыться в сторонке.

Но, главное, купающиеся вредят озеру чисто физически – оползают берега, загрязняется вода. "Люди приходят, видят деревянные лесенки и мостки и думают, что это сделано специально для купания. А на самом деле это сделано, чтобы минимизировать вред от купальщиков", – сетует сотрудник ГБУ нижегородской области "Экология региона" Павел Ананьев, который занимается мониторингом состояния озера. По его словам, сегодня прозрачность воды в Светлояре составляет четыре метра, и это очень хороший показатель для водоема среднерусской полосы. Но раньше он достигал шести метров. Нельзя однозначно сказать, что минус два метра прозрачности – влияние человека, но и исключать нельзя. Не меньше вредят венки, которые девушки пускают в плаванье в ночь на Ивана Купала, гадая на женихов. Растения разлагаются в воде, забирают из нее кислород и угнетают озеро.

К сожалению, в борьбе с несознательными элементами общества у сотрудников природного парка лишь одно оружие – слово. А оно достигает цели далеко не всегда. Кроме того, чтобы убедить людей любоваться Светлояром исключительно с берега, необходимо предложить им альтернативу. Для этого нужно развивать инфраструктуру менее значимых с биологической и культурной точки зрения водоемов в соседних районах. Павел надеется, что материалы, собранные подводным отрядом Русского географического общества, помогут в этой работе.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей