Деньги бюджетников достанутся китайцам и мигрантам

Правительство выбрало программу по стимулированию увядающей экономики, однако ни российские предприниматели, ни рядовые граждане от этого ничего не выиграют


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Одним из путей стимулирования стремительно замедляющейся российской экономики правительство РФ выбрало реализацию крупных инфраструктурных проектов. К таковым относится программа развития Дальнего Востока, подготовка к проведению ЧМ-2018, строительство высокоскоростной железной дороги Москва - Казань и т.п. С этой целью предполагается мобилизовать значительное количество перераспределенных с других статей бюджетных средств, а также часть резервов.

О том, что соответствующее решение принято, некоторое время назад заявил президент России Владимир Путин. По его словам, объемы инвестиционной программы превысят 450 млрд руб. ($13 миллиардов). Впрочем, учитывая опыт реализации последних мегапроектов - таких, как подготовка к Олимпиаде-2014, - есть все основания полагать, что эта сумма окажется значительно выше ранее запланированной.

В ХХ в. к подобным мерам не раз прибегали правительства различных государств (США, гитлеровской Германии и т.п.), столкнувшиеся с необходимостью стимулирования стагнирующей экономики. В большинстве случаев это приводило к успеху. Огромные государственные вложения формировали спрос на продукцию самых различных предприятий и создавали новые рабочие места. Именно этого, по всей видимости, пытаются добиться и российские власти. В идеале государственные инвестиции в мегапроекты должны обеспечить повышенный спрос на продукцию российского машиностроения (в первую очередь, производителей строительной техники) и стройиндустрии. Однако эффект от затеи может оказаться и совсем иным.

На решение российского президента о начале реализации инфраструктурных проектов с особым воодушевлением отреагировали в Китае. Как сообщает Китайский информационный портал, уровень российских предприятий по производству строительной техники невысок, они сталкиваются с дефицитом средств, а способы управления ими устарели. Их продукция не отвечает требованиям, соответствующим техническому уровню оборудования строительных и инженерных предприятий, что заставляет последних использовать импортные технику и оборудование.

В то же время импорт инженерных машин и оборудования европейского, американского и японского производства для большинства российских строительных предприятий является излишне дорогим удовольствием. Это, по мнению Китайского информационного портала, дает уникальные возможности китайским предприятиям, известным своей недорогой и качественной (по мнению источника) продукцией.

Оснований надеяться на рост спроса на продукцию китайского машиностроения добавил и заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков. Он выразил надежду, что китайские предприятия увеличат инвестиции в Россию, а различные правительственные органы России будут создавать удобные условия для китайских предприятий, инвестирующих в Россию.

Надежды китайской стороны на резкое увеличение спроса на произведенную в Поднебесной технику вполне оправданы. Российские предприятия практически не имеют свободных мощностей, необходимых для наращивания производства того, что непременно понадобится при реализации инфраструктурных проектов. Причины тому самые различные - от обветшания основных фондов до неэффективного управления и банального воровства.

Все это практически гарантирует, что с началом реализации проектов компании-подрядчики обратятся не к российским предприятиям, не способным обеспечить резко возросшие потребности в их продукции, а к иностранным. И в первую очередь - китайским. Использование китайской техники в подобного рода проектах, имеющих как правило, временный характер, обосновано, прежде всего, сочетанием непродолжительного срока службы и низкой цены китайских строительных машин. Компаниям нет смысла покупать значительно более дорогую и долговечную технику известных производителей, тогда как ее загрузка будет не столь продолжительной.

Также весьма вероятно, что созданные благодаря мегапроектам рабочие места будут заниматься, в первую очередь, мигрантами, так как уровень безработицы среди российского населения достаточно низок. Все это ставит под вопрос целесообразность самой идеи, так как главный ее смысл - стимулирование заказами отечественных предприятий и создание рабочих мест для граждан страны, очевидно, будет выхолощен уже на самом первом этапе.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей