Между Москвой и Казанью будет летать золотой поезд

Билеты на поезда первой российской высокоскоростной магистрали будут доступными лишь относительно. Многие по-прежнему предпочтут пользоваться "долгими", но недорогими поездами


Фото из архива ИТАР-ТАСС



РЖД составили расчетную стоимость проезда по высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань, которая пока пребывает лишь в стадии проекта. Билет до Владимира обойдется пассажирам в 1 тыс. 070 руб., до Нижнего Новгорода – в 2 тыс. 216 руб., до Казани – в 3 тыс. 778, сообщила газета "Коммерсантъ". Примечательно, что всего полтора месяца назад в Сочи на совещании, посвященном вопросами развития высокоскоростного транспорта, в ответ на замечание Путина о том, что цена должна быть доступной "для подавляющего числа граждан", президент РЖД Владимир Якунин обещал, что стоимость проезда будет начинаться от одного рубля за километр. Таким образом, минимальный тариф до Казани составил бы порядка 800 рублей.

Правда, тогда же глава РЖД предупредил, что цены будут сильно дифференцированы в зависимости от уровня комфорта и набора услуг. И вполне возможно, что тариф, опубликованный "Коммерсантом", – средний показатель. Но вне всяких сомнений они станет основным, а совсем дешевые билеты если и будут, то в минимальном количестве. Между тем озвученные ставки общедоступными не назовешь. И многие граждане по-прежнему предпочтут пользоваться "долгими", но недорогими поездами. Сейчас, например, до Казани в плацкарте можно доехать за 11 часов и полторы тысячи рублей. Место в купе в том же поезде будет стоить менее трех тысяч.

Впрочем, спрос на скоростные поезда, безусловно, будет. "Сапсаны" до Петербурга и Нижнего Новгорода пустыми не ходят. А Казань – динамично развивающаяся столица одного из самых успешных российских регионов, московские бизнесмены и командировочные с удовольствием воспользуются возможностью добраться туда за 3,5 часа вместо одиннадцати. Для них озвученные цены действительно весьма привлекательны. По расчетам РЖД, в первый год работы магистрали ею должны воспользоваться 7,46 млн человек. Правда, большинство далеко не уедут: 1,78 млн пассажиров купят билет до Владимира, 2,28 млн – до Нижнего Новгорода и лишь 1,59 млн человек доберутся до Казани.

Вот только сами бизнесмены вкладываться в проект не спешат. По факту за их удобство заплатят налогоплательщики, в том числе и те, кому новые ж/д линии не пригодятся. Общая стоимость строительства ВСМ Москва - Казань на данном этапе оценивается в 928 млр рублей. Из них от государства РЖД получит около 650 млрд в течение 40 лет (до 2053 г.) – 70% от всей суммы. При этом порядка 370 млрд руб. поступит непосредственно из бюджета, а еще 280 млрд руб. – из Фонда национального благосостояния. На этом фоне средства, которые готовы вложить частные партнеры РЖД, выглядят более чем скромно: 55, 9 млрд рублей. Еще 223,4 млрд руб. компания рассчитывает привлечь в виде займов.

Финансированием строительства расходы государства не ограничатся. По данным "Коммерсанта", предполагается, что выручка компании "Скоростные магистрали" в 2019 г. составит 19,3 млрд руб. при операционных расходах на сумму 14,3 миллиарда. Основной доход принесут пассажиры, на долю контейнерных перевозок придется лишь 1,6 млрд рублей. Чтобы проект был окупаемым, скоростные магистрали в 2019 г. должны принести доход в размере 95,8 млрд рублей. Разницу в 76 млрд предлагается компенсировать за счет субсидий от государства. В 2025 г. их сумма составит уже 55 млрд руб., в 2030 г. – 38 млрд руб. В 2053 г. размер ежегодных субсидий сократится до 3,6 млрд рублей. Общая сумма необходимых субсидий не называется, однако, по данным издания, она будет в несколько раз выше, чем называвшиеся ранее 179 миллиардов. Газета оценила их объем в сумму, примерно равную государственным вложениям в проект, – около 650 млрд рублей.

Между тем средства на реализацию проекта изыскиваются в бюджете за счет урезания расходов на медицину и образование. Предполагается, что вложения в инфраструктурные проекты помогут раскочегарить забуксовавшую российскую экономику. Однако аналогичные мегапроекты (уже реализованные и ныне реализуемые) заставляют сильно усомниться в достижении заданной цели.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей