Из воды выловили новую форму жизни

Свойства Пандоравируса настолько необычны, что ученые заговорили о его внеземном происхождении. Только 6% его генов известны современной науке; микробиологи считают, что речь идет о новой форме жизни

Французские ученые обнаружили гигантский вирус, свойства которого заставили говорить о новой форме жизни и даже о его инопланетном происхождении. Назвав его вирусом Пандоры, авторы открытия заявили о прорыве в области исследования жизни на Земле.

"Мы считаем, что открываем ящик Пандоры и ломаем существующие представления о вирусах, – цитирует New York Times доктора Жана-Мишеля Клавери из Средиземноморского университета. – Мы верим, что нашли альтернативную ветвь жизни". Свойства нового вируса настолько необычны, пояснил он, что к трем известным формам жизни – одноклеточной, многоклеточной и внеклеточной, пора прибавить четвертую.

Пандоравирус был обнаружен в теле глубоководных амеб, обитающих у берегов Чили и Австралии. К вирусам его отнесли потому, что он не способен существовать вне тела хозяина, не имея собственного энергетического обмена и не располагая возможностью белкового синтеза. Новый вирус не опасен для человека, уверены исследователи.

Пандоравирус оказался гигантским и необычайно сложным. Его размер – около 1 мкм, что в 1000 раз больше размеров вируса гриппа, а количество генов у него – 2556, что ни в какое сравнение не идет с 13 генами вируса гриппа. Он вдвое превышает по сложности и размерам Мегавирус, обнаруженный командой доктора Клавери примерно в тех же районах мирового океана два года назад.

В ходе изучения вируса оказалось, что лишь 6% его генов встречаются у других живых организмов. Этот факт дал основания некоторым исследователям говорить о внеземном происхождении вируса. Вместе с тем доктор Клавери считает, что его необычность означает лишь то, что мы еще пока что мало знаем о жизни на Земле, особенно в области микробиологии.

Взгляды на то, являются ли вирусы формой жизни, у современных ученых расходятся. С одной стороны, они не могут существовать самостоятельно и используют ресурсы живых клеток, являясь паразитом. С другой стороны, вирусы размножаются путем самосборки, а также эволюционируют, подчиняясь законам естественного отбора.