Города США попали в криминальный тупик

Рост преступности в Соединенных Штатах толкает власти страны к поиску новых эффективных форм борьбы с криминалом. Однако зачастую благие намерения заставляют их переступать через конституцию


ФОТО: AFP



Рост преступности в Соединенных Штатах толкает власти страны к поиску новых эффективных форм борьбы с криминалом. Однако зачастую благие намерения заставляют их переступать через конституцию, а местные правозащитники немедленно и полностью парализуют эти отчаянные попытки навести в стране хотя бы подобие порядка.

Сначала немного статистики. На сегодняшний день США держит абсолютное лидерство в мире по числу заключенных и по длительности тюремных сроков. В тюрьмах страны содержатся свыше 2,3 миллиона заключенных. Но, несмотря на это, уличная преступность растет. С 2009 г. число членов уличных банд увеличилось на 40% и достигло 1,4 миллиона человек. ФБР констатирует непрекращающийся рост числа убийств и преступлений, связанных с насилием. Для некоторых статистических категорий прирост убийств за год составил 12%.

Взять под контроль ситуацию пока не удается, и местные власти ищут новые, иногда довольно неожиданные способы борьбы с преступностью. Так, например, Жилищное управление Чикаго обязало квартиросъемщиков муниципального жилья ежегодно сдавать анализы на употребление наркотиков. Причем для коммунальщиков не важно, снимает ли жилец квартиру по рыночной стоимости или пользуется льготами. И в том, и в другом случае раз в год он должен сдать анализ и подтвердить свой статус.

Правозащитники из Американского союза гражданских свобод (ACLU) были вынуждены вмешаться в эту ситуацию, очевидно нарушающую четвертую поправку к конституции США, требующей для подобных действий непременной санкции суда. Адвокаты ACLU готовят судебный иск к городским властям, и заявляют, что тем непросто будет обосновать нарушения конфиденциальности жильцов.

Ситуация с наркотестами чикагского жилуправления пока остается уникальной для США, но и в других городах страны имеются проблемы схожего порядка. Так, например, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг собрался заставить все тех же квартиросъемщиков в массовом порядке сдать отпечатки пальцев и пускать их в подъезды домов только через дактилоскопические сенсоры. Таким образом Блумберг хотел преодолеть бум квартирных краж и ограблений, совершаемых внутри зданий.

Инициатива мэра тут же была признана неконституционной и отвергнута. Та же судьба постигла и предыдущую идею по борьбе с уличной преступностью, известную под названием "останови и обыщи" (Stop-and-Frisk). Федеральный судья Шира Шейндлин запретила ее на том основании, что осуществлявшие уличные задержания и обыски полисмены якобы руководствовались расовым принципом, обращая внимание, преимущественно, на афроамериканцев и испаноговорящих граждан.

Даже из этих двух коротких историй видно, что борьба с преступностью в Соединенных Штатах зашла в тупик. Прежние методы не дают ожидаемого эффекта, а новые подвергаются яростным атакам со стороны либеральной общественности. Создается впечатление, что наркокартели и преступные группировки выплачивают правозащитникам серьезную долю из своих миллиардных прибылей, пишет в своем блоге известный российский журналист Олег Лурье. И те отрабатывают полученные деньги весьма старательно и эффективно, уничтожая все инициативы, направленные на реальное противодействие организованной преступности.

Выбор читателей