Проблему пробок решат за счет рек и озер

Дороги можно разгрузить благодаря более эффективному использованию водного транспорта, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Пока решить эту проблему мешает плохое состояние инфраструктуры


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Россиянам нужно пересесть на водный транспорт, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. По его мнению, очевидный способ разгрузить автомобильные и железные дороги страны - рациональное использование ее "естественных коммуникационных возможностей".

Председатель правительства напомнил, что железнодорожный транспорт страны работает с максимальной загрузкой, а четверть дорог федерального значения систематически перегружена. Особое беспокойство вызывает состояние грузовых перевозок в России. Даже в тех странах, где автодорожная сеть хорошо развита, например, во Франции и Германии, около 10% грузов перевозят речным транспортом, отметил Медведев. По его мнению, в России, особенно в районах, где водный транспорт часто является единственным способом добраться до большой земли, речные грузоперевозки должны стать одним из приоритетных направлений развития транспортной сети.

"Очевидно, что развитие речных перевозок создаст условия перераспределения этих (грузовых) транспортных потоков. Для того, чтобы более рационально перевозить крупногабаритные тяжеловесные грузы, которые, строго говоря, только водными путями и можно возить, обеспечить перевозки на социально значимых маршрутах в районах Дальнего Востока, Крайнего Севера и Сибири", - заявил премьер.

При этом Медведев напомнил, что ситуация с водным транспортом в стране значительно ухудшилась. Современным требованиям не отвечают более четверти гидротехнических сооружений, шлюзов и плотин. "Уровень их безопасности, к сожалению, низкий, и есть существенные ограничения для судоходства, прежде всего, в единой системе глубоководной европейской части России", — сказал он. Причины этого премьер видит в первую очередь в длительном недофинансировании инфраструктуры. Кроме того, современные нормативы не покрывают затраты на содержание речного транспорта, а приток инвестиций в отрасль слишком мал.

Исправить ситуацию, возможно, удастся благодаря стратегии развития водного транспорта до 2030 г., которую подготовил Минтранс. Создатели стратегии напоминают, что сейчас в России эксплуатируется 101,7 тыс км внутренних водных путей, на реках функционирует более 130 портов. В тех регионах, где есть водные пути, живет около 80% населения страны и производится около 90% ВВП. При этом по воде перевозят лишь 2% грузов. К тому же, 94% грузовых и 86% пассажирских перевозок осуществляют негосударственные предприятия.

Приоритетной задачей создатели стратегии называют повышение безопасности судоходства. С 2015 г. планируется ввести новый технический регламент, который ужесточит требования к судам. Грузопотоки частично перераспределятся с наземных видов транспорта на водный, что разгрузит транспортные сети. Кроме того, повысится доступность и качество услуг для грузоотправителей. В соответствии с документом, до 2030 г. в отрасль будут инвестированы 2,26 трлн руб.: 1,05 трлн будет выделено из федерального бюджета, 13 млрд - из бюджетов субъектов РФ, а оставшиеся 1,2 трлн - из внебюджетных источников.

Выбор читателей