Поездки по России подешевеют

Конкуренция между железнодорожниками и авиаперевозчиками усиливается, в выигрыше остаются пассажиры. Правда, этот выигрыш едва заметен: для полной идиллии потребуются изменения в российском законодательстве


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Необъятная Россия становится чуть доступнее для собственных граждан. В условиях жесткой конкуренции между железнодорожниками и авиаперевозчиками в выигрыше оказываются пассажиры. Правда, пока этот выигрыш едва заметен, но зато появилась надежда.

Федеральная пассажирская компания в ближайшее время собирается изменить систему премирования своих постоянных клиентов, ускорив процесс получения премиальной поездки на поезда дальнего следования. Оператор планирует привязать начисление бонусных баллов к стоимости билета, а не к дальности проезда, как сейчас. Такой механизм позволит сделать уже каждую пятую - шестую поездку бесплатной, рассказал "РБК daily" начальник управления доходности и программы лояльности ФПК Дмитрий Горбатов. По действующей схеме прокатиться даром можно, в лучшем случае, после десяти оплаченных поездок.

За каждые потраченные 3 руб. пассажир получит один премиальный балл. Так, например, стоимость билета в плацкартном вагоне поезда Москва - Санкт-Петербург составляет примерно 1,7 тыс. рублей. Сегодня за эту сумму пассажир получает 200 балов, по новой схеме - 560. Сама по себе стоимость премиальной поездки останется прежней - 10 тыс. баллов. Но их накопление пойдет быстрее.

Программа существует всего год. Начислять бонусные баллы ФПК начала летом 2012 года. За это время ее участниками стали 350 тысяч человек, а воспользовались премиальными билетами 5 тысяч человек. Пока размер начисляемых баллов зависит от дальности поездки - все расстояния поделены на пять зон, а использовать премиальную поездку можно только в вагонах купе, СВ и мягкий.

Систему, давно и успешно практикуемую авиакомпаниями, железнодорожники внедряют не от хорошей жизни и не от повышенной щедрости. К этому подталкивает снижение спроса. По подсчетам генерального директора компании "ВИП-сервис" Дмитрия Горина, в этом году спрос на железнодорожные перевозки упал на 7 - 8%, тогда как у различных авиаперевозчиков вырос от 10% до 40%. Одна из ключевых причин - сокращение государственных субсидий в текущем году в два раза, до 15 млрд руб., – что автоматически повлекло за собой рост тарифов. Тогда как авиабилеты, наоборот, могут заметно подешеветь.

Практически на днях "Аэрофлот", наконец, официально объявил о запуске своей лоукост-дочки. При этом открыто заявил, что перетягивать клиентов намерен, в первую очередь, у РЖД, а не у коллег по отрасли.

Компания будет называться "Добролет" и начнет летать уже в середине будущего года. Для начала в Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Самару, Махачкалу, Уфу, Калининград и Новый Уренгой. В дальнейшем список маршрутов будет расширяться. Цену обещают ниже, чем у традиционных перевозчиков, на 40%. Таким образом, билет в Питер и обратно обойдется примерно в 3 тыс. руб. против нынешних 7,5 тысяч. Аналогичный тариф будет в Краснодар и Екатеринбург. В Уфу можно будет слетать за 5,5 тысяч, но сейчас средняя цена на данном направлении достигает 14 тысяч.

Базовым аэропортом выбран "Домедедово". С одной стороны, это выглядит немного нелогично для низкобюджетного перевозчика - обычно подобные компании базируются подальше от крупных транспортных узлов. Но, с другой, - подмосковные аэропорты сами по себе требуют немалых вложений в модернизацию, а "Аэрофлот" может экономить на топливе, поскольку закупает его оптом, в очень больших объемах и имеет соответствующие скидки. Это позволит частично компенсировать дорогостоящее аэропортовое обслуживание.

Разумеется, будут и другие традиционные способы экономии: не откидывающиеся спинки кресел, уменьшенное расстояние между сиденьями, плата за все дополнительные услуги. Правда, для успешной реализации проекта все равно потребуются изменения в российском законодательстве. Это тот камень преткновения, о который в свое время споткнулись другие компании, пытавшиеся внедрить подобную бизнес-модель в России - SkyExpress, "Авианова".

"Лоукостер в России не полетит, если мы не гармонизируем наше законодательство с нормами, существующими в глобальной отрасли, такими как невозвратные билеты, питание на борту за отдельную плату, платный провоз багажа, возможность нанимать пилотов - резидентов иностранных государств (прежде всего, с целью снижения дефицита командиров воздушных судов). Мы рассчитываем на принятие соответствующих законодательных решений до конца текущего года. Таким образом, государство существенно поможет запуску проекта, крайне значимого для России", - подчеркнул на презентации новой авиакомпании гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев.

Но, в отличие от предшественников, у национального перевозчика имеется государственная поддержка. Да и вообще, не исключено, что идею создания российского лоукостера ему спустили сверху. О необходимости развития внутреннего рынка авиаперевозок власти в последнее время поговорить любят. А посему, шансы на внесение в законодательство столь необходимых изменений весьма высоки.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей