Россияне готовятся к кризису

Наши сограждане начали экономить на еде, но при этом вот уже несколько месяцев увеличивают расходы на непродовольственные товары


ФОТО: РИА "Новости"



Россияне вняли призывам правительства и начинают готовиться к тяжелым временам. Такой вывод можно сделать на основе свежего исследования холдинга "Ромир", согласно которому респонденты в последнее время стали экономить на еде, но при этом вот уже несколько месяцев увеличивают расходы на непродовольственные товары.

Подобное изменение потребительского поведения вполне характерно для сложных периодов в экономике. Приученные за долгие годы перемен к разным неожиданностям вроде дефолта национальной валюты, в ожидании нового кризиса люди вкладывают средства в материальные активы, совершают ранее запланированные, но откладываемые покупки, ремонтируют квартиры, достраивают дачи и одновременно снижают свои повседневные запросы.

В основном, тенденции, выявленные исследователями, касаются представителей среднего класса. Но и это закономерно: у данной категории граждан есть определенные свободные средства, недостаточные для того, чтобы вовсе игнорировать тревожные сигналы в экономике, но в то же время дающие поле для маневров. Малоимущие слои населения из режима тотальной экономии практически и не выходили. Кроме того, среди представителей среднего класса больше людей с высшим образованием, которые следят за ситуацией в стране, понимают риски и чутко на них реагируют.

В октябре 2013 г. повседневные потребительские расходы в номинальном выражении снизились на 1% по сравнению с сентябрем. Как отмечается в исследовании, это произошло впервые за весь период наблюдений, которые ведутся с 2008 года. По сравнению с октябрем 2012-м расходы октября 2013 г. выросли на 1%, но лишь в номинальном выражении, в реальном же, с учетом инфляции, они снизились на 5%. Последний раз такую негативную динамику повседневных потребительских расходов Ромир наблюдал летом 2010 года. Но тогда "нормальное" сезонное снижение потребительской активности было усилено экстремальной жарой в европейской части нашей страны.

Теплый октябрь текущего года тоже можно считать аномальным, но снижение расходов на питание нельзя объяснить исключительно сезонным фактором внезапно вернувшегося лета. О том, что это не случайно, говорит увеличение мобильности потребителей: в течение месяца жители российских городов посещают (и делают покупки) в большем количестве торговых точек, чем ранее, выбирая в каждой наиболее интересные (по цене) предложения и стараясь не слишком сильно поддаваться соблазну импульсных покупок. Кроме того, граждане стали более внимательно и благосклонно относиться к разного рода "спецпредложениям" и "бонусам" от торговых сетей. И, наконец, имеет место сокращение потребления различных продуктов в натуральном выражении, правда, небольшое, и исследователи не исключают, что это отчасти компенсируется ростом внедомашнего потребления.

В целом, за лето 2013 г. расходы на приобретение продуктов питания практически не изменились по сравнению с летом 2012-го в номинальном выражении, а в реальном – снизились на 5 - 6%. Зато расходы на покупку непродовольственных товаров повседневного спроса выросли на 30% в номинальном и более чем на 20% в реальном выражении. Таким образом, по мнению специалистов "Ромир", можно с уверенностью говорить о формировании нового среднесрочного тренда. Его характеристиками являются снижение расходов на покупку продуктов питания для дома и значительный рост расходов на покупку непродовольственных товаров. Эта тенденция держится уже более полугода и вышла за рамки ситуационных и даже сезонных колебаний. И возможно, это связано с тем, что одной из статей крупных расходов, совершенных россиянами за последние полгода, были расходы, связанные с ремонтом и обустройством жилья, отмечается в исследовании.

Выбор читателей