Над российскими банками сгущаются тучи

Власти пытаются убедить граждан, что ситуация в банковском секторе под контролем, но при этом сами друг другу слегка противоречат


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Банковскую систему России продолжает штормить. Власти, как водится, пытаются убедить граждан, что ситуация под контролем и все не так страшно, как кажется. Но при этом сами друг другу слегка противоречат.

Так, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в интервью агентству Bloomberg нашел позитивные сигналы в отзыве лицензии у "Мастер-банка". Это свидетельствует о том, что апелляция к административным ресурсам уже невозможна так, как раньше, заявил он. Как известно, один из крупнейших российских банков был обвинен в проведении сомнительных операций на протяжении как минимум десяти лет. Все это время правоохранительные органы не раз проявляли интерес к деятельности клиентов "Мастер-банка", проводя в его офисах выемку документов, однако жестких санкций со стороны регулятора он не получал. Считалось, его владельцы имеют высокопоставленных покровителей.

По крайней мере, ЦБ в числе причин отзыва лицензии называл вовлеченность "Мастер-банка" в теневой сектор и "дыру" в капитале не менее 2 млрд руб., которая возникла из-за предоставления порядка 20 млрд руб. лицам и компаниям, аффилированным с владельцами банка.

"Вообще, ЦБ действует крайне профессионально, проводится разумная политика, например, идет "зачистка" банков, – это правильно. Думаю, что лет за пять их станет меньше и они станут значительно надежнее", – сказал Шувалов. Очевидно, что рассуждения вице-премьера строятся на недавнем заявлении руководителя Банка России Эльвиры Набиуллиной, которая не исключила дальнейшего отзыва лицензий у нарушающих законы банков. Но тут вышла неувязка: о зачистке она прямо ничего не говорила, наоборот, подчеркнула, что никаких "черных списков" у регулятора нет.

И пока Шувалов давал интервью западному агентству, заместитель председателя ЦБ РФ Михаил Сухов, выступая в прямом эфире телеканала "Россия 24", заверил телезрителей, что никаких целевых ориентиров по количеству банков, которые должны исчезнуть с рынка, регулятор не имеет и банковскую систему в целом вовсе не чистит. "ЦБ принимает решения исходя из оценки ситуации в банке, каждое решение сложное, непростое", – пояснил он, тем самым фактически опровергнув слова вице-премьера.

Правда, в общем настрое чиновники на редкость солидарны. Сухов также поспешил успокоить взбудораженную общественность, выразив твердую уверенность в том, что кредитные организации, составляющие ядро этой самой банковской системы и "оказывающие подавляющий объем банковских операций", не вызывают опасений у ЦБ. Что же касается "ограниченного числа банков", которые все-таки вызывают беспокойство у кредиторов, в арсенале регулятора имеются разные "успокоительные", что и было продемонстрировано в Самаре. "Главное – показали, что все банки Самарского региона, которые имеют лицензии, свободны от наших претензий", – подчеркнул зампред ЦБ.

Напомним, Банк России и Агентство по страхованию утвердили план санации самарского банка "Солидарность", владелец которого не справился с управлением и будет отстранен. Также регулятор отозвал лицензию у самарского коммерческого Волжского социального банка (ВСБ) – того самого, чей председатель правления погиб от пули в голову 20 ноября. Тогда пресс-служба кредитного учреждения распространила заявление, что гибель руководителя не помешает банку выполнять свои обязательства. Похоже, ЦБ посчитал иначе.

Между тем проблемы нарастают: в понедельник руководство Смоленского банка направило официальное письмо на имя председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной с просьбой о выделении стабилизационного кредита или принятия иных мер по обеспечению возможности отвечать по своим обязательствам. Банк использовал процессинг "Мастер-банка", и после возобновления работы платежной системы Visa и MasterCard напуганные клиенты бросились снимать свои вклады. Массовая нагрузка на автоматизированную банковскую систему привела к сбою в операционной системе, и в прошлую пятницу банк приостановил обслуживание счетов клиентов.

Возникает резонный вопрос: кто следующий и не является ли все это началом нового банковского кризиса? Независимо от наличия реальных проблем в тех или иных банках паника вкладчиков сама по себе может привести к самому худшему исходу, если все они резко захотят вернуть свои деньги. Ситуация в Смоленском банке – наглядное тому подтверждение. А население сейчас замерло "на стреме", и даже мельчайшие противоречия в словах чиновников вызывают скептический настрой по отношению ко всем заявлениям. Так что, если руководство страны действительно хочет стабилизировать ситуацию, для начала не помешало бы выработать единую позицию относительно происходящего в банковской сфере.

Выбор читателей