Россия готовится показать Западу кузькину мать

Решение о покупке иранской нефти относится к разряду тех шагов, когда интересы страны приносятся в жертву сиюминутным геополитическим амбициям


Глава МИД Ирана Джавад Зариф и Владимир Путин на встрече в Кремле. Фото: ИТАР-ТАСС



Москва, похоже, в очередной раз намерена предпринять попытку показать Западу, кто в доме хозяин, а быть может даже и саму кузькину мать. На сей раз в качестве инструмента впечатляющей демонстрации должен выступить один из главных раздражителей западных политических лидеров – Иран.

Как сообщил источник "Коммерсанта" в правительстве, Россия ведет с Ираном переговоры о масштабном экономическом сотрудничестве, включающем поставки иранской нефти в объемах порядка 500 тыс. баррелей в день. Изначально предполагалось, что поставки будут оплачиваться товарами российского производства и оборудованием. Однако, по данным источника газеты, договоренности все-таки предполагают денежную оплату.

Переговоры об активизации российско-иранских экономических связей начались еще осенью, а в декабре 2013 г. на встрече глав МИД двух стран в Тегеране было принято решение о поставках иранской нефти. Детали сделки, возможно, будут урегулированы в ходе ожидаемого в ближайшее время визита в Тегеран Владимира Путина.

Напрашивается вопрос, зачем России, добывающей около 10 млн баррелей нефти в день и экспортирующей большую ее часть, закупать у Ирана порядка 5% от объемов собственной добычи. Наиболее вероятным ответом является желание "проскочить вперед" Запада, готовящегося втянуть давнего политического противника в собственную экономическую орбиту.

Напомним, в настоящее время в отношении Ирана действуют жесткие санкции США и ЕС, ограничивающие нефтегазовый экспорт. В результате иранский нефтяной экспорт сократился до 1 млн баррелей в сутки, что стало тяжелейшим ударом по экономике страны.

В конце 2013 г. г. в Женеве состоялось подписание соглашения между Ираном и "шестеркой" международных посредников, согласно которому с последнего поэтапно будут сняты экономические санкции. В обмен Исламская Республика обещала постепенно отказаться от собственной ядерной программы. В результате достигнутых соглашений уже в феврале Иран сможет получить доступ к $550 млн, замороженным на зарубежных счетах.

Предполагается, что, постепенно ослабляя санкции в обмен на ответные действия Ирана, США и ЕС наладят с ним экономические связи, тем самым ослабив влияние России. Подобное предположение не лишено логики, хотя бы потому, что реакция США на российские действия оказалась более чем нервной. По мнению Вашингтона, экономическое сотрудничество с РФ может снизить заинтересованность Тегерана в выполнении условий женевского соглашения.

В свою очередь, Кремль продолжает считать Иран одним из важнейших стратегических союзников РФ в регионе. Учитывая недовольство иранских властей отказом России от поставки комплексов ПВО С-300, Москва, по-видимому, пытается загладить "обиду", а заодно перехватить у Запада стратегическую инициативу.

Вместе с тем нынешний геополитический порыв российских властей выглядит весьма неоднозначно. Плюсы от его реализации весьма призрачны, чего не скажешь о минусах.

Крайне сомнительно, что президент ИРИ Хасан Роухани будет готов полностью отказаться от сотрудничества с Западом в обмен на дружбу с Москвой. И вряд ли стоит рассматривать Иран в качестве полноценного стратегического союзника России в регионе, поскольку Тегеран очевидно настроен проводить собственную политику.

Маловероятно, что с нынешним Ираном вообще можно о чем-то серьезно договариваться в геополитическом и экономическом плане. Кстати, именно это обстоятельство вызывает серьезные сомнения относительно договоренностей с "шестеркой".

Таким образом, решение России начать закупки иранской нефти действительно способно внести сумятицу в реализацию планов Запада по решению иранской проблемы и притормозить приход западных компаний на местный рынок. Однако оно не способно исключить его полностью, что серьезно снижает эффект от данного политического хода. Более того, все это не снимает рисков продолжения иранской стороной ядерных разработок, а лишь отодвигает их на некоторое время.

Сразу после того, когда Тегеран заявит об обладании ядерным оружием (а это рано или поздно произойдет), все нынешние "успехи" как России, так и США будут сведены к нулю. Продолжать отношения с ядерным Ираном не решится ни та, ни другая сторона.

Самым же неприятным последствием начала импорта Россией иранской нефти может стать снижение мировых нефтяных цен. На протяжении последнего года санкции в отношении иранской нефти удерживали цены на стабильно высоком уровне, а возобновление ее экспорта на 0,5 млн баррелей в сутки способно стать толчком к уже давно назревшему снижению рынка. Для российской экономики это будет иметь катастрофический характер. Снижение цен, обусловленное российскими закупками, может стать детонатором куда более серьезного обвала, грозящего экономике самыми серьезными бедами.

Ситуацию усугубляет и то, что в ближайшее время о начале собственного нефтяного экспорта, прекращенного в 1975 г., могут заявить США. По разным данным, это может привести к падению мировых цен на 5% – 30%.

Одним словом, решение о покупке иранской нефти можно отнести к разряду прочих подобных шагов российских властей, таких как предоставление многомиллиардных кредитов Украине и Венгрии, когда экономические и социально-политические интересы страны приносятся в жертву сиюминутным геополитическим амбициям.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей