Россия оказалась между молотом и наковальней

Эксперты спорят о том, каким термином можно определить текущую экономическую ситуацию в РФ. Отсутствие роста экономики на фоне высокой инфляции резко ухудшает уровень жизни в стране


ФОТО: Depositphotos



Уходящая неделя ознаменовалась спорами вокруг термина, которым можно определить текущую экономическую ситуацию в России. Затеяла дискуссию первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева. Пятнадцатого января в своем выступлении на Гайдаровском форуме она заявила, что в целом круге стран с развивающимися рынками, включая Россию, можно говорить о начале стагфляции.

"То есть об экономическом росте и его резком замедлении, сопровождающимся при этом всплеском инфляции", - пояснила Юдаева. По словам представительницы Банка России, стагфляция стала одним из вызовов прошлого года, которые "нужно, безусловно, оценить, и строить стратегию развития, стратегию политики, исходя из этого вызова".

С Юдаевой согласился глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Если раньше российская экономика росла быстрее мировой, то сейчас наоборот - глобальная экономика показывает темпы роста примерно на уровне 3,5%, а отечественная - в лучшем случае 2,5%. И в ближайшие два года, а то и дольше, она вряд ли сумеет ускориться, предупредил министр. Причем, даже такую оценку можно считать оптимистичной. Ведь по итогам 2013 г. рост российского ВВП может составить всего 1,3%, сообщил его заместитель Андрей Клепач. Правда, сам он при этом не видит в России стагфляции на данный момент, хотя признает, что угроза ее возникновения существует, "если темпы роста будут замедляться дальше".

Но заместитель руководителя МЭР рассчитывает на ускорение данного процесса если не в ближайшее время, то хотя бы со второго квартала года. Потенциал для этого есть, считает он. Одновременно будет замедляться инфляция, полагает Клепач, поскольку ее ускорение в прошлом году носит структурный характер и связано с продовольственными ценами.

Не торопятся говорить о стагфляции в России и эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). "Мне кажется, что это слишком сильное заявление. Мы видим, что российская экономика по-прежнему развивается, но неудовлетворительными темпами", - сказал руководитель отдела страновых экономических исследований ОЭСР Андреас Ворготтер, выступая на презентации экономического обзора ОЭСР по России в Высшей школе экономики.

Волнение экспертов понятно. Стагфляция пугает больше, чем стагнация. Когда экономика (а вместе с ней и доходы населения) перестает расти, а цены продолжают бодро скакать вверх, уровень жизни в стране ухудшается в геометрической прогрессии. А это уже чревато масштабными социальными волнениями. Недаром магистральным направлением деятельности Банка России на среднесрочную перспективу объявлена борьба с инфляцией. Собственно, от эффективности этой политики и будет зависеть окончательный выбор одного из двух экономических терминов. Потому что ускорения экономического роста России, судя по всему, ожидают лишь ее министры. Другие эксперты настроены куда более скептично. Так, британский финансовый конгломерат HSBC сомневается в том, что даже в 2015 г. российская экономика сможет превысить нынешние темпы роста.

В ближайшие два года России едва ли удастся преодолеть спад производства, говорится в ежеквартальном исследовании организации. Несмотря на улучшение позиций России в рейтинге Всемирного банка Doing Business, HSBC не нашла признаков улучшения бизнес-климата в стране. По крайней мере, с января по октябрь прошлого года, по данным британцев, вложения в основной капитал стабильно снижались. "К сожалению, инициируя позитивные структурные реформы, правительство в то же время начало ряд сомнительных структурных преобразований. Последние включают в себя неудачи пенсионной реформы, слияние Верховного суда с Арбитражным судом, отказ от книжки МДП в трансграничной торговле", - резюмируют в HSBC.

Выбор читателей