Авторынок погружается в депрессию

Российский автопром одним из первых ощутил на себе падение потребительского спроса. На предприятиях отрасли уже заговорили о сокращениях персонала и неполной рабочей неделе


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Наступивший год обещает быть весьма непростым для российского автомобильного рынка. Главная проблема – снижение спроса. Общее уменьшение потребительской активности, замеченное еще прошлой осенью, по прогнозам, станет основным трендом на ближайшую перспективу. При этом продовольственная инфляция будет по-прежнему достаточно высока, и рост цен на продукты населению придется компенсировать экономией на других расходах. Очевидно, что в проигрыше окажутся те сектора, продукция которых не относится к товарам первой необходимости, прежде всего – автопромышленность.

Собственно, на машинах россияне начали экономить уже в прошлом году. По его итогам, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих авто в России сократились по сравнению с 2012 г. на 5,5% и составили 2,78 млн машин. Хотя это не помешало нам выйти на второе место в мире по объему продаж легковых автомобилей после Германии, где в 2013 г. было реализовано 2,95 млн авто. Аналогичные цифры обнародовала на днях PricewaterhouseCoopers (PwC) – снижение продаж новых машин на 5,5%; правда, самих автомобилей они насчитали чуть меньше – 2,61 млн штук. В денежном выражении рынок новых легковых автомобилей сократился на 3% – до $69 миллиардов.

Из всех категорий выйти в плюс удалось лишь иномаркам российского производства: в количественном выражении их продажи выросли на 9% – до 1,31 млн единиц, в денежном – рост на 12%, до $34,6 миллиарда. Но и здесь уже подули ветра негативных перемен: ослабление рубля не только ухудшит настроения потребителей, но и приведет к удорожанию комплектующих, прогнозируют эксперты. Повышение издержек, в свою очередь, может спровоцировать рост цен на автомобили, считает старший менеджер PwC Сергей Литвиненко. Но было бы куда расти. Возможности ценовой агрессии ограничены платежеспособным спросом. В текущих условиях подобная стратегия еще сильнее отпугнет и без того уже изрядно напуганных клиентов. По мнению экспертов PwC, в 2014 г. темпы роста продаж новых иномарок отечественного производства упадут вдвое – они прибавят всего 4%. При этом рынок в целом продолжит снижаться, по предварительным оценкам, на 3% по итогам года.

Ситуация тревожная, и ожидать помощи от государства тоже не приходится. Хотя в бюджете зарезервированы какие-то средства на поддержку отрасли, осуществлять масштабные операции по ее спасению, как несколько лет назад, нынешнее состояние казны просто не позволяет. Недаром предприятия автопрома первыми открыто заговорили о сокращениях персонала. На прошлой неделе подобные намерения озвучил АвтоВАЗ.

Ранее о планах уволить в начале февраля более тысячи человек сообщал Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). В январе компания подарила сотрудникам затяжной отпуск (с 25 декабря по 3 февраля). Правда, увольнять их передумала. Планы по сокращению штата были связаны со спадом роста продаж, однако предпринятые меры по стимулированию спроса дали положительный результат, и продажи удалось поддержать, пояснили в УАЗе. Однако спрос все равно недостаточно высок, и теперь завод готовится к переходу на неполный режим работы, который может быть введен сразу после окончания корпоративного отпуска и продлится как минимум до начала лета. По словам представителей завода, наиболее вероятна такая схема: полная пятидневная рабочая неделя и недельный неоплачиваемый отпуск в конце каждого месяца. То есть вместо массовых увольнений был выбран классический вариант сохранения численности персонала – все рабочие остаются на своих местах, но уровень доходов каждого снизится примерно на четверть.

Выбор читателей