Призрак Майдана прихлопнул Рунет

Первый же опыт применения закона о досудебной блокировке сайтов показал, что подозрение на экстремизм позволяет оперативно вырубить любую соцсеть "по свистку"




Роскомнадзор оперативно потренировался в досудебной блокировке сайтов: в субботу, 1 февраля, российские пользователи сервиса LiveJournal обнаружили, что утратили к нему доступ. В этот день вступил в силу закон №398-ФЗ, разрешающий правоохранительным органам блокировать сайты с призывами к массовым беспорядкам, экстремизму, а также участию в незаконных публичных массовых мероприятиях.

Судя по всему, в Генпрокуратуре дождаться не могли, когда заработает новый закон – в первый же день (даром что суббота и у чиновников выходной) Роскомнадзор отчитался, что "по требованию заместителя генерального прокурора РФ, обеспечил блокировку первых четырех интернет-ресурсов", которые "распространяли социально опасную информацию, представляющую угрозу для общества и личности". Эксперимент удался: одна из самых популярных в стране соцсетей в одночасье оказалась экстремистским ресурсом.

Пока ошарашенные блогеры прикидывали, куда им теперь переезжать, выяснилось: претензии у неназванного замгенпрокурора имелись не ко всему ЖЖ, а к отдельно взятому посту отдельно взятого пользователя. По новому закону, прокуроры не должны разбираться, где именно "болит", поэтому весь LiveJournal "был внесен в единый реестр противоправной информации для направления на выгрузку операторам связи", и его начали отключать (одни быстрее, другие – медленнее). Удалением "противоправного контента" и уведомлением об этом чиновников пришлось очень быстро (это же какие потери для бизнеса!) заниматься администрации ЖЖ, и к воскресенью сервис заработал. Но осадок остался: первый же опыт применения закона о досудебной блокировке сайтов показал, что одно только подозрение на экстремизм позволяет вырубить любую соцсеть "по свистку".

Как уточняет в своем блоге Антон Носик, прогневивший прокуратуру пост был опубликован в ЖЖ 1 ноября 2011 г. и за последующие 27 месяцев не получил ни одного комментария.

Почему же прокуроры два с лишним года ничего не предпринимали? Всего-то и требовалось, что судебное решение о запрете материала, обязывающее хостера или владельца сайта удалить его оттуда, где он размещен. Дело нескольких недель, даже если не слишком усердствовать. Впрочем, вопрос этот из разряда риторических. Понятно, что экстремизм в субботней истории – дело десятое; чему действительно пытаются противодействовать власти – так это использованию соцсетей для организации массовых выступлений. Только в этом случае принципиальное значение имеет мгновенная блокировка ресурса.

По высоким кабинетам бродит уже не тень Болотной, а призрак Майдана. Не случайно в новом законе появилась строчка о "незаконных публичных массовых мероприятиях" (до сих пор противостоять пытались, в основном, экстремизму). Формально участие в несанкционированных митингах остается административным правонарушением, но в реальности уже стоит в одном ряду с самыми серьезными уголовными преступлениями – такими как терроризм и экстремизм. Судя по всему, в сознании чиновников массовые акции протеста неразрывно связаны с захватом власти. И если ОМОН тренируют разгонять толпу, то Генпрокуратуру и Роскомнадзор натаскивают на проведение силовых приемов в Сети. Субботняя тренировка, кажется, прошла успешно.

Выбор читателей