Математика расколола общество надвое

Недавно было предложено вывести математику из ряда обязательных предметов для сдачи ЕГЭ. Это вызвало жесткое столкновение мнений "за" и "против"


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Проблемы современного российского образования сейчас активно обсуждаются и в прессе, и в интернет-сообществе, и на правительственных заседаниях. Реформа системы образования идет не первый год, но по-прежнему вызывает массу вопросов и неоднозначных оценок. Так, шквал критики до сих пор обрушивается на такое нововведение, как ЕГЭ, то и дело предлагаются все новые методы преподавания и контроля знаний по тому или иному предмету, а сами предметы уже делятся на "нужные" и "ненужные". Основное внимание, конечно, приковано к тем предметам, которые мы привыкли считать обязательными. И, пожалуй, наиболее обсуждаемым из них сегодня является математика.

Недавно, например, было предложено вывести математику из ряда обязательных предметов для сдачи ЕГЭ. С этой инициативой выступил депутат Московской городской думы, председатель комиссии по образованию и молодежной политики Виктор Кругляков.

Напомним, что депутат высказался за исключение математики из обязательных экзаменов только в 11-м классе, с учетом того, что в 9-м классе при сдаче ГИА математика должна остаться обязательным предметом. Обсуждение данного вопроса получило широкое освещение в СМИ, а также вызвало столкновение мнений "за" и "против" данной реформы в сфере образования.

На днях в Московском центре непрерывного математического образования Виктор Кругляков в продолжение разговора на тему проблем концепции математического образования, провел с московскими учителями профессиональную встречу в дискуссионном формате. Многие учителя неверно восприняли инициативу, с которой выступил депутат, и ошибочно подумали, что математика под угрозой полного исключения из программы обучения старших классов и ЕГЭ. Однако Кругляков имел в виду не исключение математики из ряда ключевых школьных предметов, а возможность выбора итогового обязательного экзамена для старшеклассников.

"Выбор предметов - это шаг в сторону разноуровневого обучения. Отменить экзамен - это не цель! Никто не будет отменять математику, речь идет о разноуровневом обучении, в том числе по математике. Ребята, которые избрали для себя не связанную с математикой сферу деятельности (театральную, гуманитарную и другие), должны иметь выбор", - отметил Кругляков.

По его словам, нужно делать конкретные шаги в направлении профильного образования, мотивации и разгрузки детей. Депутат подчеркнул, что на данный момент, в условиях сложившийся современной системы образования, внедрение и реализация его предложения в нашей стране пока невозможна. Однако нам есть к чему стремиться - у нас перед глазами есть успешные развивающиеся системы образования, где у учащихся есть возможность реального выбора предметов.

В качестве примера Кругляков привел Францию и Англию, где вся система подготовки выстроена на разных уровнях. Там нет такого, что все ребята сдают экзамен на одном уровне. А в Германии так вообще профильное образование начинается после начальной школы. Их системы работают и выпускают специалистов высокого уровня.

В ходе обсуждения участники встречи разделили математику на три уровня: на обычную (необходимую для жизни), высокого уровня (для технического направления) и высшую сферу знаний, которая необходима детям - математикам от Бога.

"Мы выступаем за то, что каждый человек должен знать математику и должен ее сдавать. Однако в какой форме и когда - это еще может обсуждаться. Одно из наших предложений - выделить три уровня сложности экзаменов. При этом базовые знания по математике нужны каждому человеку", - высказал свою точку зрения директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко.

Некоторые участники дискуссии поддержали идею многоуровнего образования и согласились, что наша страна действительно к этому еще не готова. Однако присутствовали и явные защитники традиционного преподавания и сохранения обязательного экзамена по математике.

"Последствия отмены обязательного ЕГЭ по математике может вызвать резкое понижение уровня образования и уровня преподавания. Также очень важно, что математика - системообразующий предмет, который взаимодействует с физикой, химией и другими важными предметами", - сказал заместитель директора, учитель математики ГБОУ Физматшкола №2007 Павел Чулков.

На данное утверждение депутат ответил, что уровень образования в области точных наук, в частности по математике не снизится, как не снижается по другим предметам по выбору.

К единогласному мнению и общему знаменателю состоявшаяся встреча не привела. В заключение дискуссии Кругляков отметил, что для него важен конструктивный диалог с педагогами и что каждое высказанное мнение и замечание будут им учтены и проанализированы.

Выбор читателей