Экономике грозит худшее из возможного

Ряд признаков – резкое падение инвестиций, сокращение промпроизводства и потребительского спроса – может свидетельствовать о быстром скатывании российской экономики из стагнации в рецессию


Иллюстрация: depositphotos.com



Прогнозы состояния российской экономики ухудшаются с каждым днем. И даже позитивные тенденции, набирающие силу в развитых странах, не добавляют экспертам оптимизма в оценках ситуации в России. Так, Еврокомиссия во вторник опубликовала зимний экономический прогноз, в котором ожидания по еврозоне оказались лучше, чем в осеннем. В частности, был немного повышен прогноз роста реального ВВП: на 2014 г. – до 1,2% с 1,1%, на 2015 г. – до 1,8% с 1,7%. Не так уж плохо, если учесть, что по итогам прошлого года, согласно расчетам ЕК, экономика еврозоны упала на 0,4%. Однако эксперты ведомства верят, что в этом году только Кипр и Словения покажут отрицательный экономический рост, а в следующем уже все страны – не только еврозоны, но и ЕС – будут расти.

А вот Россия, по мнению Еврокомиссии, будет чувствовать себя хуже, чем ожидалось. Прогноз по росту российского ВВП на ближайшую пару лет снижен, причем ощутимо: на текущий год – до 2,3% с 3%, на 2015 г. – до 2,7% с 3,4%. Основанием для пессимизма послужили итоги прошлого года: по оценкам ЕК, экономика России выросла на 1,3% вместо ожидаемых 1,9%.

Замедление российской экономики эксперты Еврокомиссии связывают с падением темпов роста потребления до отметки ниже 5% (годом ранее этот показатель составил 8%). При этом инфляция, по мнению аналитиков, будет снижаться не столь бодрыми темпами, как надеются российские власти: в 2014 г. – до 5,9%, в 2015 г. – до 5%. (Официальный прогноз Минэкономразвития 4,5 – 5,5% на текущий год и 4 – 5% на 2015 – 2016 годы.) Правда, оценки роста цен в минувшем году тоже разнятся: по мнению ЕК, он достиг 6,8%, тогда как официальный показатель Росстата – 6,5%. Но в любом случае, товары и услуги будут дорожать, и это не самым лучшим образом отразится на потребительском спросе. К тому же уровень безработицы в России, по мнению Еврокомиссии, с прошлогодних 5,5% вырастет до 5,9% и 6,2% в 2014 – 2015 годах.

Еще более неприятным сюрпризом оказалось сокращение частных инвестиций на 0,3%, хотя еще в 2012 г. был рост на 6,4%. "Завершение крупных инфраструктурных проектов госкомпаниями (например, олимпийские объекты в Сочи и трубопровод "Северный поток") внесли свой вклад в сокращение инвестиций", – отмечается в докладе. Правда, в 2014 – 2015 гг. ЕК ожидает увеличения инвестиций, так как временный эффект от завершения крупных проектов исчерпает себя.

Между тем Еврокомиссия со своими прогнозами вялого, но все-таки роста выглядит оптимистом на фоне предсказаний некоторых отечественных экономистов. Эксперты института "Центр развития" НИУ ВШЭ предупреждают, что резкое падение инвестиций, сокращение промышленного производства и потребительского спроса в январе позволяют высказывать предположение о быстром скатывании экономики из стагнации в рецессию. "Как правило, в последние годы рецессии в странах ОЭСР наблюдались, когда одновременно падал и инвестиционный спрос, и потребление домашних хозяйств. Россия не является исключением: январское падение инвестиций может закрепить негативные тенденции динамики инвестиций прошлого года, а снижение потребления домохозяйств, которое явилось результатом резкого торможения роста заработных плат и реальных доходов населения, может окончательно подорвать все внутренние механизмы роста российской экономики", – говорится в традиционном бюллетене "Комментарии о государстве и бизнесе".

Девальвация рубля, с одной стороны, принесет заметное облегчение государственному бюджету и даже сделает его бездефицитным. Но населению от этого пользы не будет, поскольку покупательная способность национальной валюты очевидно снизится. Производителям тоже придется несладко. "Положительный отклик экспорта на девальвацию происходит с задержкой (нужно наладить производство конкурентоспособной продукции, перестроить производство), а негативные последствия для внутреннего рынка – сжатие внутреннего потребления на фоне растущей инфляции и утяжеления выплат по валютным долгам – происходят немедленно", – отмечается в отчете.

Впрочем, окончательный вывод о скатывании промышленности и экономики в целом в рецессию делать пока рано, признают в ВШЭ. В январе – феврале, мае и августе прошлого года объем промпроизводства тоже сокращался, однако в целом за прошлый год промышленность все-таки подросла на 0,3%.

Именной такой теории – о возобновлении роста экономики во втором – третьем квартале текущего года – придерживаются и власти. "К сожалению, в экономике пока продолжается стагнация, но мы ожидаем, что все-таки из этой стагнации должны выйти во втором-третьем квартале", – сообщил недавно назад заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. Официальный прогноз МЭР по ВВП на текущий год – рост на 2,5%. Однако в ведомстве не исключают, что в дальнейшем прогноз может быть снижен.

Выбор читателей