На груди мумии нашли странный деликатес

Химики изучают древнейший в мире сыр из захоронения в китайской пустыне Такла-Макан. Способ его производства обескуражил историков: считалось, что его отрыли лишь спустя несколько веков

Фото: AP

Немецким химикам удалось обнаружить самый загадочный деликатес в мире – древнекитайский сыр. Правда, его вкусовые достоинства остаются под вопросом: он 3,5 тыс. лет пролежал в саркофагах мумий, которых по неизвестным археологам причинам похоронили с сыром на груди, пишет Daily Mail.

Захоронение было найдено в китайской пустыне Такла-Макан еще в 1930 г., и несколько десятилетий мумии мирно хранились в местном музее. В 1987 г. один из европейских исследователей отметил, что внешне мумии совсем не похожи на азиатов, а характер захоронения не имеет ничего общего с местными традициями той эпохи.

Это стало серьезным доказательством в пользу гипотезы о том, что когда-то типичные жители нынешней территории Китая были высокими русоволосыми европеоидами. У всех мумий из захоронений, датированных бронзовым веком (2000 – 800 гг. до н.э.), оказались европейские черты лица и заплетенные в косы каштановые волосы. Похоронены они были в пустыне в своеобразных лодках, обернутых коровьей кожей, а идеальная температура окружавшего их соленого песка позволила сохранить одежду и предметы, которые клали в могилы, в хорошем состоянии.

Долгие годы специалисты изучали одежду, предметы быта и прочие артефакты их древних могил. До сыра очередь дошла недавно, и результаты исследования оказались неожиданными. Выяснилось, что сыр был изготовлен нетипичным для того времени образом – с помощью дрожжей и бактерий, используемых и по сей день для создания кефира. До этого историки были уверены, что впервые сыр в Китае был изготовлен, во-первых, намного позже, а во-вторых, с использованием сычужного фермента: китайцы настаивали молоко в емкостях из кишок и желудков животных.

Открытие немецких химиков еще сильнее запутало историю мумий из пустыни Такла-Макан. Однозначного ответа на вопрос о том, как европеоиды оказались в Китае задолго до начала купеческих походов в регион, у историков до сих пор нет. Судя по внешнему виду мумий, можно предположить, что это или кельты, или переселенцы из Центральной Азии, Сибири или Ирана. Исследование сыра, однако, перечеркивает эти предположения, поскольку во всех этих регионах технология его производства была иной.