Сирийские боевики прощаются с оружием

После вывода в феврале гражданского населения из Старого Хомса повстанцы все активнее сдаются на милость властей


Фото: Анхар Кочнева



"Приходи завтра часов в десять. Только не опаздывай", – тоном заговорщика сказал мне по телефону знакомый офицер из Хомса. О чем конкретно идет речь, так и не сообщил.

Прихожу в назначенное место в назначенное время. Прохожу привычные формальности и досмотр рюкзака с аппаратурой: без этого на режимную территорию не попасть. Большой двор. Знакомые лица с сирийского телевидения. Коварно (в обход пригласившего меня офицера) выпытываю, зачем нас собрали. Выясняется, что накануне армии сдались очередные бывшие повстанцы. После вывода в феврале гражданского населения из районов Старого Хомса подобные мероприятия стали достаточно регулярными. По словам губернатора провинции Хомс Таляля аль-Барази, за последнее время сложили оружие около 800 человек, орудовавших в бандитском анклаве на территории города.

Сначала сдававшихся были единицы. Сейчас в отдельные дни доходит до сотни. Вот и сейчас: перед нами стояли 24 человека. Выходили по согласованию с армией небольшими группами в течение всей ночи. Радикалы, которые расценивают это как предательство, если становятся свидетелями подобного действа, стреляют бывшим соратникам в спину. Если бы не это, процесс бы шел куда быстрее.

Большинство из сдавшихся в этот день 24 человек почти мальчишки. На вид лет 20, некоторым и того меньше. Один из них, по имени Юсеф, рассказывает о том, как запугивали, пытаясь не дать выйти из анклава. Другой, постарше, учился на юриста; видно, что долгое время жил впроголодь. Спрашиваю, будет ли советовать оставшимся в анклаве знакомым последовать его примеру. Смеется и говорит, что уже сделал это. Позвонил всем, кому мог. Тем более что за помощь в переговорном процессе с еще остающимися на блокированных армией территорией военные обещают особое отношение и привилегии в последующем трудоустройстве.

Еще один резко отличается от всех остальных. Весьма запоминающийся персонаж, видимо, родом из местных бедуинов. Настороженно стреляет глазами по сторонам, на взводе, как будто бы ждет каких-то неожиданных провокаций. Наверное, из тех, кто не до конца поверил в то, что его действительно готовы амнистировать. Людям, два года жившим среди посеянных ими же самими страхов, достаточно сложно с этими страхами расстаться.

Для съемок бывшим боевикам на время раздали сданное ими оружие. Естественно, без патронов. Эффектные снимки гарантированы. Уходим. через два часа сдавшихся развезут по указанным ими в качестве нового места жительства адресам. Очень хочется верить в то, что сегодня они держали оружие последний раз в жизни.

Выбор читателей