Украина вступила в гражданскую войну

Позиция официального Киева остается крайне незавидной – ни переговоры, ни силовое решение не являются оптимальными способами стабилизации ситуации


Фото: Romain Carre/ ZUMAPRESS.com/Global Look Press



Утром в понедельник истек срок, отведенный и.о. президента Украины Александром Турчиновым сторонникам федерализации страны, захватившим административные здания в Донецкой, Харьковской и Луганской областях. Протестующие ожидаемо проигнорировали ультиматум, даже несмотря на обещание освобождения от ответственности за противоправные действия.

В ответ на это исполняющий обязанности президента утвердил решение Совета национальной безопасности и обороны от 13 апреля "О безотлагательных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины". Тем самым был дан зеленый свет проведению контртеррористической операции, призванной предотвратить раскол Украины. Также Турчинов обратился к руководству ООН с просьбой ввести в страну "голубые каски" для содействия в решении вопроса с проявлениями сепаратизма.

Параллельно с "кнутом" сторонникам федерализации предложен "пряник": провести 25 мая вместе с президентскими выборами общенациональный референдум по вопросу государственного устройства Украины.

Как и следовало ожидать, предложение принято не было. Сторонники федерализации понимают, что ни центральная, ни тем более западная Украина за разделение страны не проголосует, и в этой ситуации получить большинство голосов у них нет шансов.

Все это делает разрешение политической ситуации мирным путем практически невозможным. Страна стремительно катится к гражданской войне. Хотя, судя по столкновениям в воскресенье и наличию значительного количества оружия у представителей обеих сторон, можно считать, что гражданская война уже началась. По большому счету, это логичное развитие событий любой революции, прошедшей не по "бархатному" сценарию.

Пока невозможно предсказать, произойдет в связи с последними событиями раскол Украины или целостность страны будет сохранена.

Несмотря на кажущуюся массовость, сторонники федерализации не производят впечатления реальной политической силы. Возглавляют протесты на местах региональные политики или люди, активно стремящиеся в политику. Велика вероятность, что в случае победы их главной целью является занятие значимых постов во власти.

Опираются они на достаточно широкие народные массы, уставшие от причуд прежних украинских властей и всерьез полагающие, что в случае успеха протеста они смогут стать россиянами. Россия для них означает освобождение от всего негатива, связанного с проживанием на Украине, и веру в то, что жизнь станет лучше.

Главным противоречием данного полюса силы является разное отношение к возможному вхождению восточных областей Украины в состав России. Если массы искренне верят, что целью борьбы является именно уход под крыло Москвы, то их лидеры не разделяют данной конечной цели. Для них присоединение к России означает сужение политических перспектив, и потому наиболее предпочтительным исходом стал бы выход востока страны из-под контроля Киева с сохранением и укреплением их собственных политических позиций.

Пока это противоречие прослеживается не так отчетливо, но оно непременно обострится в случае реального успеха сторонников федерализации.

Протестующие в большинстве своем рассчитывают на помощь России, как это было в Крыму. Однако, похоже, на этот раз Москва заняла выжидательную позицию и не готова высаживать на территории соседнего государства массированный десант "вежливых людей".

Что касается официального Киева, его позиция остается самой незавидной – ни переговоры, ни силовое решение не являются оптимальными способами стабилизации ситуации. Вступать в переговоры сторонники федерализации не готовы, так как Киеву просто нечего им предложить, кроме заранее провального референдума. Любое применение силы повлечет за собой мощную дипломатическую волну со стороны России – и хорошо, если только дипломатическую.

Для полноценного силового решения киевские власти не располагают достаточной поддержкой верных им спецслужб, милиции и военных. К тому же, начало серьезных боевых столкновений потребует введения чрезвычайного положения и переноса даты выборов. На это официальный Киев идти пока не готов.

Одним из вариантов действительно может стать введение в наиболее взрывоопасные регионы миротворцев ООН, однако это тоже станет серьезным препятствием для проведения выборов.

К сожалению, эскалация противостояния выглядит все более вероятной. Украинское руководство до последнего не хотело доводить до этого, но первая кровь уже пролилась. И с обеих сторон имеется достаточное количество боевиков, готовых к самому жесткому противостоянию.

Украинское противостояние. ФОТО, ВИДЕО, рассказы очевидцев

Выбор читателей