Китай клюнул на российскую морковку

Энергоресурсы – главная сфера взаимодействия России и КНР, но далеко не единственная. Очень неплохие экспортные перспективы у производства экологически чистых пищевых продуктов


Фото: Bernd Thissen/ dpa/ Global Look Press



Российско-китайским отношениям нужна перезагрузка. Сегодня почти все разговоры о сотрудничестве с КНР упираются в энергетический вопрос. Это, безусловно, главная сфера взаимодействия двух стран, но далеко не единственная. О том, чем еще могут быть полезны друг другу Китай и Россия, в понедельник на встрече с журналистами рассказал федеральный уполномоченный по делам предпринимателей Борис Титов. Недавно он возглавил российскую часть Российско-китайского комитета дружбы народов мира и развития, созданного по инициативе президента РФ и председателя КНР.

До этого назначения бизнес-омбудсмен руководил Российско-китайским деловым советом, действующим в рамках комитета. Теперь, по некоторым данным, освободившееся место займет один из олигархов, попавший под санкции западных стран. Такие кадровые перестановки явно сигнализирует о демонстративном развороте Кремля в сторону Пекина.

Пекин, в свою очередь, тоже постарается воспользоваться ситуацией и добиться вожделенной низкой цены за российский газ. Шансов на это теперь, конечно, больше, признал Титов, но России все равно надо держаться до последнего и добиваться цен, максимально приближенных к европейским.

Не исключено, что конкретные договоренности могут быть достигнуты уже в мае, в ходе официальной поездки в КНР российского президента Владимира Путина. Этот визит был запланирован давно, но в свете последних событий приобрел новый смысл. А газовую трубу в Поднебесную можно проложить очень быстро, за год – полтора, уверен бизнес-омбудсмен. В ближайшем будущем мы увидим рост экспорта энергоресурсов в Китай, полагает он.

По словам Титова, неплохие экспортные перспективы есть и у других отраслей. В первую очередь, это производство экологически чистых пищевых продуктов. Наращивать их выпуск у себя Китай не может, поскольку большая часть китайских земель загрязнена химикатами. В свое время сельское хозяйство страны пошло по пути интенсивного развития, но добиться огромных урожаев без использования колоссальных доз удобрений невозможно. Между тем благосостояние населения КНР постепенно увеличивается, и спрос на более дорогие, но безопасные для здоровья экопродукты уверенно растет.

Восточные соседи России (в первую очередь - Китай, в меньшей степени – Япония и Корея) готовы сами инвестировать в развитие экологического сельского хозяйства в Сибири. Но мешает несовершенство российского законодательства. В частности, есть проблемы с получением земли.

Еще одно перспективное направление – переработка древесины. Сейчас Россия экспортирует в КНР лес-кругляк, который обрабатывается на местных заводах, выстроившихся вдоль границы – что называется, не отходя от кассы. Можно и нужно перенести это производство на российскую территорию.

Китай также готов покупать российские самолеты. По-прежнему сильны торговые связи в области военно-промышленного комплекса. Есть потенциальный спрос на IT-технологии и некоторые виды продукции российского машиностроения – такие, например, как шагающие экскаваторы. Правда, с другими видами все гораздо хуже, и в целом доля несырьевого экспорта ничтожно мала, а весь он в 2013 г. снизился на 10%, тогда как в структуре китайского импорта в Россию на оборудование и машины приходится уже 42%, а в целом в 2013 г. он вырос на 13%.

Впрочем, конкурентоспособность китайских товаров тоже постепенно снижается. Рабочая сила в стране уже не такая дешевая, как раньше. Тем не менее перед КНР на сегодняшний день стоит задача не столько увеличения товарного импорта, сколько поиск возможностей для инвестиций. Помимо экологического сельского хозяйства, китайские инвесторы рассматривают проекты в сфере энергетики, химической промышленности и с особым интересом присматриваются к Крыму.

Выбор читателей