Найк Борзов: "Сейчас мне шесть лет"

Музыкант рассказал в интервью "Yтру" о парадоксах своего нового альбома, объяснил, почему винил лучше дисков и вспомнил о самом неожиданном подарке от поклонников


ФОТО: © Астапкович Владимир/ИТАР-ТАСС



В ближайший четверг в московском "Главклубе" состоится презентация нового альбома Найка Борзова "Везде и нигде". Пластинка, выход которой готовился четыре года, "посвящена пустоте". В интервью, которое исполнитель дал "Yтру" за обедом в одном из столичных кафе, он рассказал о парадоксах нового альбома, объяснил, чем винил лучше дисков, и назвал самый странный подарок, полученный от поклонников.

"Yтро": Пользуясь случаем, поздравляем вас с прошедшим днем рождения. Что подарили?

Найк Борзов: Спасибо за поздравление. Подарили много какого-то прикольного бухла, понятное дело, даже какие-то занятные книжки были. Подарили две гитары. Что-то еще, какой-то здоровый был предмет, не могу вспомнить. Цветов надарили... букет большой от фанаток с красными розами.

Каким был самый необычный подарок от поклонников?

Были подарки, которые вызывали противоречивые чувства. Например, из одного я сделал клип. Мне прислали видеокассету где-то в начале 2000-х, где человек тайно ходил за мной продолжительное время и снимал очень много материала. Это был один из подарков, который меня реально поразил. То есть он вызвал во мне и чувство паранойи, и удивление, много было разных ощущений. Я не знал, как к этому относиться вообще сначала. А потом мы это обсудили с режиссером Пашей Руминовым. Я ему рассказал и показал эту видеокассету, и он говорит: "Чувак, давай смонтируем из этого крутое видео".

Помню, был подарок от девочки. Она сделала книгу. И на каждом листе было написано, например, "За что вы убили Бродского?", "За что вы убили Кайдановского?", "За что вы убили Тарковского?"... каждая страница была проткнута кровавым лезвием.

Жутковато

Не всегда. Вообще, подарки бывают разные. Но, в основном, дарят игрушки, плюшевых лошадок, больших и маленьких.

Лошадки - это понятно

Да, дочь моя обеспечена лошадками на долгое время.


Фото: Дарья Волкова/"Yтро"

Ощущаете себя на свой возраст?

Я вообще о возрасте не думаю, честно говоря. Я помню, когда у человека день рождения, его возраст часто не помню. Мне важно, на сколько человек сам себя ощущает. Глупо говорить о возрасте материи в принципе. По моему календарю, мне сейчас шесть лет.

Раньше вы говорили, что вам десять. Почему меньше стало?

А у меня такой календарь. Он хаотически двигается. Бывает вперед идет - в прошлом году мне было пять лет. Когда напишу книгу по психологии, обязательно объясню. Она начнется с того, как настроить себя на вечное детство.

Недавно вам вручили премию за вклад в развитие музыкальной культуры. Это было неожиданно?

Совсем неожиданно, честно говоря. Мне казалось, что людям все равно абсолютно на культуру здесь, в данный момент. В основном, бескультурье у нас пропагандируется и по телевизору, и по радио. Это вообще моя вторая премия, какая-то награда. Первая была "Золотая горгулья" в "16 тонн". За какой-то ремикс. А тут после выпуска нового альбома люди так раз - и заценили. Мне это было приятно на самом деле.

Я ни разу не был в ХХС, и интересно было сходить посмотреть, как там. В последний раз я туда заходил, когда там еще был бассейн "Москва", купался там зимой, это было прекрасно. Оказалось, что сам зал больше похож на что-то очень дорогое, но советское. Со всякой лепниной и крендельками, мещанское. Не фанат подобного убранства.

Вы можете сказать, что ваша музыка не для всех?

В современных форматах скорее да. Воспитание культуры у нас на зачаточном уровне, тем не менее есть люди, которые пытаются что-то изменить.

Как вы относитесь к хипстерам?

Сейчас пройдет год - два, и о героях этой волны никто не вспомнит, если они не изменятся кардинально. Как любое модное направление это временно. Как поп-песни, например. Мы слушаем хит, а через год его уже никто не помнит. Что это за чувак?

А "Лошадку" помнят больше десяти лет

Это все-таки не обычный шлягер. У него есть некий философский стержень, а ситуация в стране по большому счету не изменилась. Большая часть людей себя ощущает этими лошадьми, везущими свою тележку с так называемым счастьем - бытом и прочими заморочками. И света белого не видят за этими шорами своими. Поэтому она и актуальна до сих пор.

У вас был опыт игры в театре - вы играли Курта Кобейна. Кого еще вы бы смогли показать на сцене? Близки образы, например, Джимма Моррисона или Яна Кертиса?

Играть других музыкантов я бы больше не хотел. Я один раз это сделал и сыграл всех сразу. Когда я был в Nirvana, я не играл конкретно Курта Кобейна. Там была его история, его музыка, тем не менее я играл некий собирательный образ музыкантов, которых сожрала система.

Кто из музыкантов оказал влияние на ваше творчество?

Да их много, так или иначе оказавших влияние. Даже всех и не упомнишь. Главной фигуры нет.

В одном из интервью я прочитала, что, когда вы готовились к презентации нового альбома, вы выбрали порядка 40 треков. Программу пришлось сокращать. Какие песни вы выбирали и чем руководствовались?

Мне было жалко любую, вычеркивал с закрытыми глазами. Я постарался оставить в программе песни, которые не звучали раньше. Старенького будет много. Сыграю практически все песни с нового альбома.

Почему вы предпочитаете дискам винил?

Я считаю, что винил - это произведение искусства. А CD - это все временное. Сейчас оно уже вымирает. Я уже не воспринимаю CD как носитель, хотя у меня есть какие-то коробки, которые забиты этими дисками. Я стараюсь покупать всю музыку, которая мне нравится, на виниле. То, что делаю я, я тоже воспринимаю, как произведение искусства. А произведение искусства должно выпускаться на произведении искусства. Здесь все логично.

Какова идея нового альбома "Везде и нигде"?

Это альбом парадоксальный - он и светлый, и темный, и депрессивный, и позитивный, какой угодно. Каждый человек может найти там для себя свою краску и свое настроение. Песни все получились очень разные. На самом деле альбом посвящен пустоте, первая часть - о пустоте заполненной. Это гармоничная пустота, где человек может найти ответ на любой вопрос. А вторая часть пластинки посвящена пустоте разрушающей, которую человек боится и пытается заполнить алкоголем, наркотиками, работой, сексом, чем угодно, только не действительно важными вещами. Этот альбом получился везде и нигде одновременно, некий парадокс, понимаешь? Как нематериальная частица, как и весь мир: он и есть, и его нет. Так же, как и мы.

Выбор читателей