Почему сытая жизнь в Нью-Йорке хуже московской

Вчера вечером на Другой сцене театра "Современник" состоялись последние в этом сезоне летние "Пионерские чтения. На этот раз знаменитые колумнисты размышляли о надежде и о режиссере Тарковском

Совсем скоро журнал "Русский пионер" уйдет на летние каникулы и отметит свой шестой день рождения. Случится это летом, на фестивале кинорежиссера и сценариста Андрея Тарковского в Плесе. Но, перед тем как уйти на отдых, главный редактор журнала Андрей Колесников решил провести последние в этом сезоне Пионерские чтения. Темы - "Надежда", "Тарковский" и взаимосвязь между ними.

Послушать колонки из двух последних номеров пришли Михаил Куснирович, художник Никас Сафронов, поэтесса Лариса Рубальская, телеведущая Анфиса Чехова, певец Олег Митяев, пародист Михаил Грушевский, дизайнер Евгения Линович, Дарья Михалкова и многие другие.

Ожидаемой увертюрой стал выход на сцену Андрея Бильжо, который пожаловался на долю первого оратора и рассказал, чего может бояться, казалось бы, человек, от природы наделенный спокойствием, а именно - врач-психиатр. "Мне было страшно несколько дней не потому, что мне надо было написать материал, а потому что мне надо было нарисовать комикс о Тарковском. Возможно ли это? Тарковский и комикс? Но я его нарисовал. И он в журнале. Посмотрите: кому-то он понравится, кому-то нет, но ход был найден".

Андрей Бильжо на одном дыхании поведал историю своего знакомства с творчеством Тарковского, поделился впечатлениями от фильмов "Андрей Рублев" и "Зеркало", а также объяснил, почему фильмы Тарковского - это своеобразный код, по которому можно определить, близок тебе человек или нет.

После на сцену вместо обещанного бизнесмена Александра Чистякова вышла его жена - певица Наталья Ионова. И прочитала свою дебютную колонку. Читая, Наташа, точно на арфе, играла на струнах души сидящих в зале. Слишком уж трогательными были рассказанные ею истории о потерявшейся навсегда где-то в московском ливне собаке Мотьке, о девушке Вере с синдромом Дауна, которая до последнего мечтала и верила, и о десятилетних девочках, которые пололи грядки и ждали чуда. "Надежда - это именно то, что стоит между нами и смертью", - подытожила певица.

После отрезвляющей глубины последнего предложения залу нужна была передышка. На сцену вышел писатель и публицист Игорь Свинаренко с отрывками из своего рассказа "Похождения морского чекиста". Он зачитал самые захватывающие части произведения, обильно сдабривая их уместным авторским комментарием и предупреждая собравшихся о том, что его поезд скоро отправляется, а значит, всем присутствующим домашнее задание - дочитать самостоятельно.

Ритм сменился звуком: Андрей Колесников пригласил на сцену культового режиссера и гордость майского номера - Константина Богомолова. Каким-то убаюкивающим и, вместе с тем, требующим полного внимания фальцетом Богомолов рассказал об эволюции надежды в полотне жизни и пояснил, почему с этого самого полотна нельзя вычеркивать людей. "Очень важно давать человеку шанс. Нельзя вычеркивать людей из жизни, потому что если вычеркиваешь людей из жизни, то вычеркиваешь надежду", - уверен он.

И вот перед собравшимися появилась "закутанная в надежду" и готовая ею делиться Софико Шеварднадзе. Она поведала о том, как можно променять сытую жизнь в Нью-Йорке на Москву, где нет никого и ничего своего, кроме города, в который что-то неминуемо тянет. "Может, именно это и есть надежда. Надежда на счастье? - спросила она себя и тут же себе же ответила: - Да! Наступила ослепительная ясность, что именно в этом городе я буду счастлива".

Кульминацией и концовкой вечера стало появление актрисы Алены Бабенко (отыграв спектакль на основной сцене, она успела на другую). Алена поведала о своей парадоксальной непереносимости и, вместе с тем, глубине понимания феномена надежды. Но на этом парадоксы ее выступления не закончились: метаясь от слова к слову в поисках уникального барометра надежды, актриса, наконец, заявила: "Якорь! Ну конечно! Надежда - якорь, который цепляется за твердь, чтобы твой корабль не потерялся и не утонул в житейском море".

После такой проникновенной речи зрителям ничего не оставалось, как с сожалением попрощаться с такими талантливыми и такими разными чтецами "Русского пионера". До самой осени.

Выбор читателей