Украинские беженцы оказались ненужными России

Бежавшие от войны украинцы в России вынуждены пройти семь кругов ада, чтобы считаться получившими временное убежище. Без этого у них практически нет шансов ни на нормальную жизнь, ни на получение работы


ФОТО: © Alexander Ermochenko/Xinhua/globallookpress



В столичном управлении Федеральной миграционной службы отчитались "о ситуации в городе Москве с гражданами Украины, прибывшими в Российскую Федерацию по разным основаниям". По словам представителей Совета землячеств Украины, граждане этой страны в массовом порядке устремились в российскую столицу, надеясь на то, что "Москва предоставит жилье, работу и весь пакет услуг".

"И тут получается не очень красивая ситуация, - говорит координатор неправительственных организаций по международной судебной защите прав жителей Украины, пострадавших от карательных действий киевских властей Татьяна Кахидзе. - Путин сказал, поможем всем по возможности, а на деле люди приезжают на вокзал с детьми и чемоданами, им не оказывается ни медицинская, ни какая-либо другая помощь вообще".

Приезжающие, по закону, могут рассчитывать либо на статус беженца, либо на статус получившего временное убежище. И тот, и другой статус дает возможность проживать в стране и работать.

По словам представителей столичного департамента труда и занятости, сейчас в столице 200 тыс. вакансий. Однако с предоставлением статуса имеются "некоторые" проблемы - так, статус беженца в России не дают практически никому, за редким исключением.

В Москве статус беженца в этом году смогли получить всего восемь (!) украинцев, похожая ситуация и в регионах. Со статусом получившего временное убежище ситуация несколько иная: в российской столице, как и в Питере, его уже получили около двух тысяч человек, примерно столько же - в Санкт-Петербурге и Московской области.

Однако число желающих получить заветный статус в сотни раз больше: "В Москве документы принимают шесть сотрудников УФМС, в области - три, - рассказал заместитель председателя совета ветеранов УФМС России Николай Бельков. – Итого в Москве за день принимают около 30 человек, тогда как обращаются 800. Чтобы подать документы, надо записаться на прием, сейчас в Москве записывают на ноябрь".

После подачи документов их будут рассматривать три месяца. В областях, граничащих с Украиной, ситуация еще хуже: там на подачу документов записывают на 2015-й год.

То есть получение статуса занимает около года, а дается оно сроком на год. В ожидании статуса у граждан Украины есть возможность за 7 тыс. руб. купить патент, однако с ним работать можно исключительно у физических лиц, например, копать кому-то огород. С патентом невозможно обратиться в службу занятости, так как там нет заявок от физических лиц.

Также граждане Украины могут работать по квоте, но все квоты на этот год уже расписаны, а на следующий никаких дополнительных квот для граждан мятежной страны не ожидается.

Более того, в законе есть один пункт, благодаря которому большинство приезжающих с Украины не хотят подавать документы на получение "временного убежища" - в течение года после предоставления статуса они лишаются права пересекать границу России.

То есть, например, не могут вернуться на Украину, чтобы забрать из дома какие-то вещи. Понятно, что никаких льгот в виде мест в детских садах, права на медобслуживание и так далее приезжим не предоставляется.

В лагерях МЧС в Ростовской области беженцев даже толком не кормят: "Государство кормит 10% живущих в палатках, остальных кормит местное население", - говорит Николай Бельков.

Присутствовавшие на заседании УФМС представители беженцев с Украины назвали ситуацию "издевательством" - они не понимают, например, почему приезжающие должны сутками жить на ступеньках в пунктах приема документов.

Представители УФМС ответили на это, что штат сотрудников расписан, и лишние кадры не предусмотрены - кто же знал, что на Украине в этом году начнется военный конфликт?

Однако есть и противоположные примеры: "В санаториях Крыма под видом беженцев бесплатно отдохнули жители западных территорий Украины. Никакого отбора не ведется - будь ты из Львова или Славянска, подход один", - рассказал Николай Бельков.

"Как отличить тех, кто хочет бесплатно отдохнуть в санатории, от тех, кто и правда беженец? Семья может приехать из того же Львова и сказать: "Нам угрожает "Правый сектор*", не дает спать, стучит в дверь по ночам", - привел пример Николай Бельков.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей