Иностранцы не боятся российской рецессии

Угроза рецессии и санкции западных стран в отношении России пугают далеко не всех иностранных стратегических инвесторов. Так, в первых числах июля компания Bosch открыла на территории страны новый завод


ИТАР-ТАСС/Алексей Майшев ©



Угроза рецессии и санкции западных стран в отношении России пугают далеко не всех иностранных стратегических инвесторов. Так, в первых числах июля компания Bosch открыла на территории страны новый завод. В проект инвестировано свыше €20 миллионов. Он позволит создать 190 рабочих мест. Новое предприятие вошло в производственный кластер Bosch в Саратовской области, существующий с 1996 года. Здесь уже производятся автомобильные компоненты и электроинструменты Bosch. Теперь к ним добавится выпуск промышленных и бытовых газовых котлов. Перед торжественной церемонией открытия завода корреспонденту "Утра" удалось побеседовать с президентом Bosch в России и СНГ Герхардом Пфайфером.

- Ваша компания продолжает открывать заводы в России, несмотря на серьезное ухудшение экономической и внешнеполитической ситуации. Почему? На что рассчитывает компания?

- Bosch всегда планирует свои инвестиционные стратегии, стратегии развития и поведения на рынке на долгосрочную перспективу. И мы по-прежнему твердо убеждены, что Россия является для компании очень важным рынком – рынком роста, поскольку Bosch, в основном, производит продукцию для людей, а здесь приблизительно 140 миллионов жителей, которые потенциально являются нашими клиентами. Определенные ослабления в экономике нам уже встречались и в других странах, это не пугает. Поэтому на данный момент наша стратегия остается неизменной, Bosch следует намеченному курсу.

- То есть потенциальные сложности уже заложены в этот курс, подобно тому, как у российского правительства есть несколько сценариев развития экономики, или просто опыт позволяет вовремя среагировать на изменения?

- Поскольку наша стратегия всегда планируется на среднесрочную или долгосрочную перспективу, ее суть заключается в том, что мы не реагируем на какие-то краткосрочные изменения в экономике. И, в первую очередь, исходим из того, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе российская экономика будет развиваться позитивно - примерно от 3% до 5% роста ВВП ежегодно. И мы твердо убеждены в том, что наша инвестиционная стратегия будет работать в долгосрочной перспективе, и что она будет оправдана. На протяжении долгих лет компании Bosch удавалось опережать увеличение экономики в стране, и даже в этом непростом году мы все равно будем в состоянии показать двузначный рост. Если же говорить о каких-то тревогах, которые у нас на данный момент есть, это, в первую очередь, изменение курса валюты, из-за чего продукция, которую мы не производим в России, а импортируем, становится значительно дороже. Но, с другой стороны, это сильнее мотивирует нас на локализацию внутри страны и подстегивает данный процесс. Открытый сегодня завод по производству термотехники - промежуточный шаг, следующим станет открытие завода автокомплектующих в Самаре в будущем году.

- А как могут повлиять на будущее компании в РФ уже введенные и еще возможные санкции со стороны западных стран?

- Мы не строим нашу стратегию на базе слухов и предположений. Повторюсь, основываясь на текущем положении дел и на текущей политико-экономической ситуации, наш курс остается прежним. Если в будущем возникнут какие-то позитивные или негативные изменения, тогда мы и будем решать, что делать.

- Принято считать, что в России далеко не самые комфортные условия для ведения бизнеса. Как вы оцениваете инвестиционный климат в стране?

- Инвестиционный климат в России за последние годы ощутимо улучшился. Особенно в том, что касается локализации. То есть, когда мы хотим строить завод, мы чувствуем очень сильную поддержку со стороны властей и местной администрации. Следующий позитивный момент - это членство в ВТО. И третий - постепенное снижение бюрократических преград, которое тоже очень сильно поддерживается федеральными властями. И я призываю всех, кто вовлечен в эти процессы или инициирует их, следовать данному курсу, тем самым повышая инвестиционную привлекательность страны. И, конечно, для этого абсолютно необходимо расширять частный бизнес, особенно мелкий и средний, представители которого являются и нашими поставщиками, в том числе.

- С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться вашей компании? Есть ли какие-то специфические особенности бизнес-среды, присущие именно России?

- Самая важная проблема для нас на сегодняшний день - ослабление рынка и уже упомянутое изменение курса валют. Что касается наших продуктов, то они очень хорошо приживаются на рынке, полностью отвечая требованиям клиентов. Поэтому мы все еще в состоянии увеличивать свою долю в том или ином сегменте. Чего бы нам хотелось, так это снижения бюрократических моментов, постоянства в законотворческих процессах и продолжения федеральных инициатив по модернизации. В частности, под бюрократией я имею в виду тот факт, что мы по-прежнему производим очень много бумаги. Мы охотнее будем производить еще больше дрелей или посудомоечных машин, чем в три, четыре, пять раз больше документов для различных инстанций. И необходимо сделать так, чтобы законы, которые принимаются, вовремя вступали в действие. Например, в 2012 году было введено ограничение по выбросам выхлопных газов уровне "Евро-4". Потом его отложили. В результате Bosch как поставщик автокомпонентов, в том числе и для этих систем, достаточно сильно пострадал, поскольку мы тоже готовились к новым правилам. И очень хотелось бы, чтобы при последующих шагах при принятии и этого закона, и всех остальных, соблюдались бы надежные сроки. Иными словами, делай то, что обещал.

- А что вы можете сказать по поводу коррупции, приходилось ли вам сталкиваться с этим явлением? И есть ли какие-то реальные улучшения в данном вопросе?

- В том сегменте рынка, в котором находится Bosch, деятельность предприятий в России сравнима с другими европейскими странами. Мы работаем в сегменте B2B, на базе наших ценностей, этических и моральных правил, которые существуют в компании. Мы не работаем в тех сферах бизнеса, которые чувствуют на себе сильный нажим. Но, конечно же, Bosch приветствует инициативы правительства по снижению коррупции.

- Спектр деятельности Bosch весьма широк - от потребительских товаров до промышленных технологий. Какой сегмент наиболее перспективен для развития в России?

- Все. Что касается, например, автомобильного сегмента, мы уверены, что Россия когда-нибудь выйдет на одно из первых мест по производству автомобилей в мире. Другой вопрос - когда это произойдет.

- Имеется в виду производство сборочное или полноценное?

- И то, и другое. Развитие российского автомобильного рынка для Bosch представляет очень большие перспективы, как в плане сборки, так и производства целиком. Оба аспекта важны. Bosch является мировым лидером в поставке компонентов для производства автомобилей: в каждом автомобиле, который передвигается в России или на территории другой страны, присутствует что-то от Bosch. В других сегментах тоже есть перспективы роста. Например, если мы возьмем товары народного спроса, будь то бытовая техника или электроинструменты, очень большой потенциал существует для наших продуктов. Что касается модернизации промышленных предприятий, здесь есть перспективы у наших компаний Bosch Rexroth, которая производит гидравлику, пневматику и т.д., Buderus – промышленные котлы, "Бош Термотехника" и "Бош Системы безопасности".

- Помимо открытия завода в Самаре планируете ли вы дальнейшую локализацию производства в России? Если да, то где и когда могут появиться новые предприятия компании, что они будут выпускать?

- Конечно же, мы думаем о дальнейшей локализации. Но многое будет зависеть от того, каким будет наш рост в этой стране, и сейчас рановато говорить о следующем производстве и о месте, где это будет расположено. Но я убежден, что Bosch будет и впредь инвестировать в Россию.

Выбор читателей