Бизнес допекут проверками

Российский бизнес может вновь столкнуться с увеличением числа проверок со стороны контролирующих органов. Это означает дополнительные издержки, которые в конечном итоге лягут на плечи потребителей


ФОТО: Globallookpress



Минэкономразвития планирует уже в сентябре внести в правительство проект закона "О государственном и муниципальном контроле (надзоре)". Он предполагает введение риск-ориентированного подхода к проверкам бизнеса. То есть, проверяющий приходит в компанию только тогда, когда есть веские основания подозревать ее в серьезных нарушениях, которые могу причинить существенный ущерб государству или его гражданам. Определяется это на основании довольно длинного перечня критериев – пока бизнес им соответствуют, его никто не трогает.

Такой подход практикуется в большинстве развитых стран мира, и другие государства охотно перенимают опыт – например, Казахстан недавно внедрил подобную систему. Да и в России эту модель уже применяют отдельные ведомства. В частности, Федеральная таможенная служба разработала примерно 10 тысяч критериев, которыми сотрудники ФТС руководствуются, принимая решение о необходимости проверки груза. И количество проверок реально сократилось. По тому же пути движется ФНС и МЧС.

Сама по себе идея правильная, признает федеральный уполномоченный по делам предпринимателей Борис Титов. Но вот реализация подкачала. Концепция законопроекта в ее нынешнем виде сулит бизнесу не облегчение, а рост административного давления, считает бизнес-омбудсмен. По его словам, этот документ фактически отменяет действие другого закона – №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который ограничивает количество плановых проверок бизнеса.

Дело в том, что в новом законопроекте декларируется только новый подход к проверкам, но не прописано, как именно эта модель будет внедряться по каждому конкретному направлению, как будут определяться те самые критерии оценки рисков. Получается, что их разработка отдается на откуп самими контролирующим органам, которые сделают все так, как удобно им, но не бизнесу.

Также исчезнет контроль со стороны прокуратуры. Сегодня с ней необходимо согласовывать не только все плановые, но и внеплановые проверки. И хотя в подавляющем большинстве случаев (73%) она дает добро, это все же является неким сдерживающим фактором для контролирующих органов.

"Практически мы снимаем любые ограничения по проверкам", - сетует бизнес-омбудсмен. И не исключено, что в результате их количество вырастет в разы. Для бизнеса это означает как минимум дополнительные издержки, которые в конечном итоге лягут не плечи потребителей, предупреждают эксперты.

Есть и еще одно важное критическое замечание к законопроекту – он полностью направлен на выявление и наказание нарушителей, тогда как вопрос профилактики нарушений просто отсутствует. Между тем, суть контрольно-надзорной деятельности заключается не только в том, чтобы карать, но и в том, чтобы объяснять предпринимателем, что является нарушением, полагают представители бизнес-сообщества.

Законопроект нуждается в тщательной и кропотливой доработке, резюмирует Титов. Он предлагает вводить риск-ориентированный подход постепенно, не отменяя действия других документов, ограничивающих число проверок.

Выбор читателей