Школьников заставят учить Сталина и "Домострой"

Минкульт РФ составит и обнародует "100 главных источников российской истории" для школ и вузов, в который войдут речь Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталина), "Домострой" и "Судебник" Ивана Грозного


ФОТО: АР



В 2015 году Министерство культуры России составит и обнародует список 100 главных источников российской истории, в который войдут речь Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталина) 3 июля 1941 года, "Судебник" Ивана IV Грозного, "Домострой", Соборное уложение 1649 года, грамота Дмитрия Пожарского о созыве Земского собора, пакт Молотова-Риббентропа, Русско-византийский договор 911 года и Хельсинский акт 1975 года, сообщают "Известия" со ссылкой на директора департамента управления делами Минкультуры РФ Михаила Ипатова.

"Проект "100 главных источников российской истории" нацелен на то, чтобы определить и представить базовые исторические источники, которые конструируют отечественную историю и определяют самоидентификацию современного социума. Все эти источники являются памятниками не только истории, но всей отечественной культуры", — рассказал изданию Михаил Ипатов.

К каждому рекомендованному Минкультом историческому документу для старшеклассников и первокурсников вузов пропишут научные комментарии ученых, библиографические данные и заставят выполнять тестовые задания по изученному на уроках и лекциях по истории материалу.

К неоднозначной инициативе Минкульта многие профессора университетов и учителя школ отнеслись положительно, в целом одобрив ее. Так, кандидат исторических наук, профессор, ведущий телепередачи "Умники и умницы" Юрий Вяземский полагает, что изучение полных версий этих исторических документов, особенно "Домостроя", школьникам пойдет только на пользу.

""Домострой" — это все-таки основа русской культуры. Там есть очень много мудрых положений: человеку предписывается вести себя скромно, уважать родителей и жить по христианским заповедям", — поддержал Вяземский предложение Минкульта.

Тем не менее, историк, профессор Института журналистики и литературного творчества Константин Ковалев-Случевский придерживается несколько иной точки зрения. По его словам, при всей своей полезности "100 главных источников российской истории" проблем образования не решит, поскольку каждый историк придерживается исключительно своей точки зрения на ключевые исторические факты и события.

"Эти 100 документов, конечно, нужно изучать, но вопрос в том, кто будет их интерпретировать и популяризировать. В 1970-е годы я работал на археологических раскопках в Крыму. В районе Судака мы нашли огромное количество ценных византийских предметов XI—XII веков. По такому случаю из Киева приехала комиссия и чиновник записал у себя: "Найдено большое количество древнеукраинских артефактов". Так что создать историю можно на базе чего угодно", — прокомментировал ученый спорную инициативу Минкульта.

Выбор читателей