Михалков наносит москвичам "Солнечный удар"

Картина, созданная по мотивам произведений Ивана Бунина, шла на большой экран долгих 37 лет, и наконец была представлена на суд взыскательной московской публики. Судя по всему, ожидание оказалось не напрасным


ФОТО: Globallookpress



В московском кинотеатре "Октябрь" вчера состоялась премьера, пожалуй, самого долгожданного фильма Никиты Михалкова "Солнечный удар". Картина, созданная по мотивам произведений Ивана Бунина, шла на большой экран долгих 37 лет, и наконец была представлена на суд взыскательной московской публики. Судя по всему, ожидание оказалось не напрасным - фильм получил высший балл как от зрителей, так и от российских критиков.

Просторный зал кинотеатра в премьерный вечер не смог вместить всех желающих ознакомиться с новым творением оскароносного режиссера. Ажиотаж вполне объяснимый: предшествующие московскому показу премьеры в Белграде, Севастополе и Симферополе показывали, что публика принимает фильм "на ура". На московской премьере присутствовал весь отечественный культурный и политический бомодн: Министр культуры РФ, Владимир Мединский, Константин Эрнст, Олег Добродеев, Алла Пугачева, Федор Бондарчук, Зураб Церетели, Владимир Хотиненко. Вчерашний вечер не стал исключением - зрители выходили из зала "Октября", переполненные эмоциями от увиденного.

Критики и пресса, вопреки обыкновению, со зрителями оказались солидарны, крайне благосклонно отозвавшись о фильме. До премьеры многие сомневались, удастся ли Михалкову достойно экранизировать традиционно сложного для кинематографа Бунина, да еще и совместить в одной картине такие разноплановые его рассказы (помимо "Солнечного удара", в основу сценария режиссер положил "Окаянные дни"). Однако результат посрамил скептиков, которые в преддверии выхода на экран предрекали фильму (а некоторые продолжают делать это до сих пор) провал в прокате.

"Трудно было предположить, что возможно какое-либо пересечение "Окаянных дней" с тонким, легким, лирическим рассказом "Солнечный удар". Но кино – это такой вид искусства, в котором, как оказалось, возможно все", - пишет о фильме "Независимая газета". Издание также отмечает, что экранизация классики "вообще, быть может, самое сложное, что есть в кинематографе", однако Михалкову удалось с честью выполнить эту задачу.

Новую работу Михалкова высоко оценили и его коллеги. "Скажу откровенно, замысел Никиты Сергеевича меня восхитил, это фантастическая придумка. Ведь Бунин – это чрезвычайно сложно, - цитирует издание режиссера Владимира Хотиненко. - Я знаю, что "Солнечный удар" несколько раз пробовали снимать разные люди, но по тем или иным причинам отказались от задуманного. Михалков, пожалуй, единственный из современных режиссеров, у которого это могло получиться", - заключает он.

При обращении к истории у режиссера всегда возникает соблазн дать свою ее трактовку для зрителя, расставить акценты - тому есть немало примеров и в отечественном, и в зарубежном кино. Однако главному кинематографисту России удалось этого избежать. "Отсутствием дидактической манеры "Солнечный удар" выделяется на фоне многих фильмов, в основе сюжета которых – исторические события. Михалков не дает ответов, не разжевывает, не объясняет", - отмечает "Независимая".

Другие издания указывают на мастерское режиссерское исполнение картины. "В основе сюжета - попытка главного героя, офицера-белогвардейца (его играет серб Мартиньш Калита) понять, как все это случилось, что прекрасная и устроенная жизнь заканчивается в трюме проржавевшей баржи, везущей его боевых товарищей на смерть?", - пишет Lenta.ru.

Обозреватель отмечает, что картина наполнена символами: это и неудачливый фокусник-марксист, со знакомыми интонациями сетующий на жизнь "в этой стране"; и жадный священник, норовящий ободрать "богатенького" столичного офицера; и петербургский учитель, насаждающий среди детей передовые теории о происхождении человека.

Однако главный герой, увлекшись мимолетным романом, никаких сигналов не замечает и знаков приближающейся катастрофы не считывает. И здесь кроется пронзительная актуальность картины, которая через события столетней давности проводит параллели с сегодняшним днем.

"Россия, как и в начале ХХ века, стоит перед выбором — заметить сигналы приближающейся беды и попытаться ее предотвратить, или сделать вид, что ничего не происходит и отвлечься на очередной фудмаркет или новую модель смартфона. Как и сто лет назад, попытка засунуть голову в песок приведет лишь к обострению проблемы — именно об этом говорит герой Милоша Биковича в финальной сцене: "Своими руками угробили страну". Не дать угробить страну еще раз, увидеть знаки опасности, не сидеть сложа руки — к этому призывают авторы картины", - говорится в рецензии.

В широкий прокат фильм выйдет уже завтра, 9 октября. Сам же Никита Михалков говорит, что его новый фильм - о соединении противоположностей в каждом человеке, о том, что у каждого своя правда. "Я хочу верить, что "Солнечный удар" станет для зрителей той картиной, с которой хочется разговаривать. И надеюсь, что таких зрителей будет много", - отмечал он.

Выбор читателей