Российский цирк хотят превратить в блокбастер

По словам гендиректора "Росгосцирка" Вадима Гаглоева, цирковое искусство "немножко заснуло в своих опилках". Ему пора превращаться в "цельные шоу на театральной основе"


ФОТО: Globallookpress



К 95-летию образования "Росгосцирка" в РИА "Новости" прошла Международная конференция "Цирк - искусство без границ". Дата эта весьма условна, так как цирк в России возник намного раньше, чем "Союзгосцирк", переименованный ныне в "Росгосцирк". Первые стационарные цирки начали строить еще полтора века назад, а до этого передвижной цирк существовал в России несколько столетий.

Сегодня, по словам генерального директора "Росгосцирка" Вадима Гаглоева, цирковое искусство "немножко заснуло в своих опилках". Ему надо превращаться в "цельные шоу на театральной основе, на едином драматическом сюжете, полностью срежиссированных, с прописанной музыкой": "Я говорю о "блокбастере" в цирке", - пояснил Гаглоев. Он напомнил, что многие цирковые жанры уже умерли, и встает вопрос о сохранении ныне существующих.

Все дело в зрителе. Современный зритель совсем не такой, каким был двадцать или тридцать лет назад – нынешние дети растут в эпоху интернета, у них уже совсем "другой визуальный ряд, и мы должны соответствовать зрителю".

Однако попытка переделать цирк в театр – уже не первая в истории. Советник генерального директора компании "Росгосцирк" Григорий Островский напомнил о том, что нечто подобное с цирком пытались сделать еще Мейрхольд и Луначарский в 20-х годах прошлого века.

А Ленин считал, что с помощью цирка можно идеологически воспитывать население – в те времена 80% были безграмотны, и печатное слово до них не доходило. Однако в итоге провалились обе эти идеи советского руководства – безграмотный народ не желал в цирке никакого театра, и требовал привычных зрелищ. На идеологические театрализованные постановки в цирк его было не загнать, при этом подобные постановки влетали казне в копеечку. Артисты цирка периодически начинали бастовать и требовать отмены театральных костюмов, которые мешали им ставить трюки. Да и обучить циркачей глубоким театральным переживаниям никак не получалось.

В конце концов, руководство страны решило вовсе избавиться от цирков, передав их в частные руки. Потом о цирке все забыли до 1955 года, когда советский цирк после 20-летнего перерыва впервые выехал на зарубежные гастроли и произвел там фурор. С тех пор началась "золотая эра" советского цирка – до начала 90-х СССР стал лидером по цирковому искусству на планете.

Советские артисты изобрели множество новых жанров, которые копировал весь мир. А денег приносили столько, что правительство расщедрилось и стало строить огромные стеклянные здания на три тысячи мест - до этого цирки были маленькие и деревянные.

В 90-е годы российский цирк чуть было не сгинул в историю – отечественный зритель его разлюбил, заграница звать перестала. "Сегодня если наш цирк и приглашают за границу, то только отдельные номера, тогда как во времена СССР ездили с целыми цирковыми программами. Хорошо, что цирк в итоге выстоял. Теперь можно говорить о поиске новых форм и решении новых задач", - говорит Островский. Один из самых острых сегодня вопросов - дрессура. Вадим Гаглоев уверен, что в цирках необходимо "создать человеческие условия для содержания животных". Впрочем, сегодня животные и так уже содержатся не в клетках, как раньше, а в просторных вольерах.

Часть дрессировщиков требуют ввести лицензирование этой деятельности, другие выступают против. Дрессировщик медведей Грант Ибрагимов считает недопустимым сегодняшнее положение дел: "Дрессурой занимается кто угодно. Купить животных у нас в стране - не проблема! Многие начинают этим заниматься, не зная ни начала, ни конца. В частных цирках это все бесконтрольно… Он насмотрелся каких-то фильмов и теперь героя из себя строит".

Ибрагимов напомнил, что в советские годы дрессировщиком мог работать только тот, кто прошел необходимую стажировку: "Должна вернуться стажировка – она у нас была, но почему-то все рассосалось".

Выбор читателей