Россиянам не закроют выезд за границу

Если бы у российских властей была цель закрыть для граждан выезд за границу, то предлогов это сделать на сегодняшний день у них уже предостаточно. Однако это, похоже, не входит в ближайшие планы руководства страны


Фото: globallookpress/Caro / Andreas Muhs ©



На фоне последних событий в туристической отрасли, россиян все больше заботят вопросы, связанные с дальнейшим будущим их заграничных путешествий. О том, с чем связан вал банкротств туристических компаний, чем грозят туристам изменения в закон "О персональных данных", и не закроют ли россиянам "заграницу" раз и навсегда, мы беседуем с CEO проекта DaTravel.com Владиславом Шевцовым.

Yтро: В чем, на ваш взгляд, основная причина вала банкротств на туристическом рынке России?

Владислав Шевцов: Основная причина, на мой взгляд - переизбыток туристического продукта. Все начали жить за счет будущих продаж. Многие туроператоры текущие путевки закрывали деньгами от вновь полученных. Никто не рассчитывал на падение объемов продаж турпутевок в этом году. Произошло это после введенных экономических санкций, что стало причиной роста курса валют, а ведь туристический продукт привязан к евро и доллару, что привело к его удорожанию. Часть Россиян планировавших путешествие, возможно, в первый раз, отложили его до лучших времен, ввиду возросшей цены, а также не стабильной ситуации в отношениях между РФ, ЕС и США. Госслужащим и военным было рекомендовано воздержаться от поездок за рубеж, а ведь это несколько миллионов человек и в самый разгар сезона продаж. Все это сломало привычную схему работы, обороты продаж снизились, что привело к невозможности продолжать деятельность. Череда банкротств туроператоров усилила отток клиентов в сторону самостоятельного планирования через интернет ресурсы. В этом году сильно изменилось соотношение количества клиентов, обращающихся в онлайн и офлайн. Если ранее, из общего числа туристов порядка 20% использовали онлайн ресурсы, то к концу года, думаю, можно смело сказать что это будет 30%. Эта цифра легко может превратиться в 40%, а то и в 60 в следующем году.

Y: Изменится ли как-то российский рынок туристических услуг после событий этого сезона?

В.Ш.: Да, как я уже сказал, происходит переход к самостоятельному планированию путешествий при помощи туристических интернет-сервисов. Также очевидно, что будут приняты новые нормы регулирующие отрасль. Мы ожидаем ужесточения законодательства и регулирующих норм в сфере туризма.

Y: Что стало самой главной неприятностью, омрачившей туристический нынешний сезон?

В.Ш.: На мой взгляд, внешнеполитическая ситуация, а также подрыв доверия к туристической отрасли.

Y: В свете последних политических событий, многими вполне серьезно рассматривается опасность частичного или полного закрытия внешних границ РФ для выезда граждан. Предположительно, это может быть осуществлено под каким-то благовидным предлогом, как например, защита россиян от террористов, или какого-нибудь вируса гуляющего по миру. Возможно ли такое на самом деле? Если нет, то почему?

В.Ш.: Если есть цель закрыть, то предлогов уже достаточно. Вопрос только зачем ограничивать собственных граждан в передвижении? Я не вижу причин для этого. Это негативно повлияет на и без того низкий спрос, на осуществление инвестиций в экономику нашей страны, на ее связи с другими странами, как политические, так и экономические, выигрыша от этого точно не будет нам.

Y: Как, на ваш взгляд, обсуждаемые сегодня поправки к федеральному закону «О персональных данных» - в части хранения данных россиян в пределах РФ отразятся на обеспечении онлайн бронирования и других операций посредством Интернета.

В.Ш.: Обеспечить соблюдение новых норм будет крайне не просто. К примеру, вы хотите воспользоваться услугами иностранного перевозчика, или поселиться в отеле где-нибудь в Альпах, а может, купить на иностранном интернет ресурсе себе одежду. Для этого поставщику услуги нужны ваши данные, и тут вопрос - как обеспечить их хранение в РФ ? Чтобы полностью соблюсти данную норму потребуется адаптировать не только отечественное, но и глобальное программное обеспечение, а это практически неразрешимая задача. Альтернатива - пользоваться услугами только отечественных поставщиков, перевозчиков, магазинов, что существенно лимитирует нас с вами как потребителей услуг. Регулирование отношений, связанных с трансграничной передачей персональных данных (дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке их персональных данных) оговаривается в статье 12 Федерального закона «О персональных данных». Получается, что данная статья будет модифицирована или утратит свое действие. Более того, озвученный срок ввода в действие поправок: с 1 января 2015 соблюсти не реально, значит, есть вероятность ограничения деятельности большого ряда сервисов на территории РФ.

Y: Стоит ли ждать ужесточения визовой политики в отношении россиян со стороны западных стран? Или быть может ее смягчения?

В.Ш.: Смягчения точно ждать не стоит, так как с апреля 2015 года для получения Шенгенской Визы вводится биометрия. Ранее, процедура дактилоскопии была обязательна только для виз в Великобританию или США. Данный переход озвучивался ранее, но был приостановлен ввиду обсуждения безвизового режима с ЕС. Ситуация изменилась ввиду обострения отношений между Россией и ЕС на фоне украинского кризиса.

Y: В последнее время многие путешественники, ранее предпочитавшие покупать готовые турпакеты, формируют свои поездки самостоятельно. Особенно на непляжных направлениях. Они сами покупают билеты, бронируют отели, отказываются от коллективного трансфера и экскурсий. Влияет ли это как-то на прибыльность туристических компаний? Считаете ли вы таких туристов потерянными для турфирм?

В.Ш.: Увеличение числа туристов, предпочитающих самостоятельно планировать свой отдых на туристических онлайн ресурсах безусловно влияет на прибыльность, если туроператор работает на Европейском направлении. Ему приходится конкурировать, в том числе за счет снижения прибыльности своего продукта. Есть масса плюсов при самостоятельном планировании тура, например, возможность самому выбирать время и место отдыха, а не только те варианты, которые предлагает турфирма. Вы оплачиваете все услуги онлайн и тут же получаете на руки все номера бронирования - авиабилетов, отелей, трансферов, экскурсий. В случае покупки тура у туроператора вы получаете договор и чеки об оплате, но все остальное предоставляется турфирмой только к дате вылета. В настоящее время, кстати, вводят норму, по которой туроператоров обяжут выдавать документы на руки не позднее, чем за день до вылета. На мой взгляд, это слабое утешение для туристов, которое не дает никаких гарантий при покупке путешествий за несколько месяцев.

Y: В последнее время все чаще слышны разговоры о возможности ухода с российского рынка ведущих платежных систем, закрытия для России SWIFT. Если предположить, что это действительно произойдет, с чем могут столкнуться российские компании в сфере туризма и системы бронирования билетов и отелей?

В.Ш.: Во-первых, не думаю, что это произойдет. SWIFT – глобальная и независимая система на рынке. Если данное событие все же случится, система утратит свой авторитет и предназначение. Если рассматривать возможное отключение РФ от системы, то явно замедлится время зачисления финансовых средств, и вместо привычного дня, операция будет занимать несколько дней. Коллапса, думаю, не будет, а альтернативы будут найдены быстро.

Y: Можете ли вы сказать что-нибудь о состоянии отрасли внутреннего туризма? Можно ли при необходимости развернуть основные турпотоки с зарубежья на Россию?

В.Ш.: Внутренний туризм пока не в состоянии конкурировать с зарубежным ни по предложению, ни по цене, ни по сервису. Там где сервис присутствует ценник просто дикий. Долгое время внутреннему туризму не уделялось должного внимания, а за пару лет его не поднять. Одними заградительными мерами едва ли можно помочь, нужно воспитывать культуру внутреннего туризма, заодно давать преференции бизнесу, который сможет его развить. Из Москвы дешевле слетать в Европу, чем в Ростов или Краснодар, или тот же Сочи. А если взять направления дальше, то ценник получается просто неподъемный для многих россиян. Для многих путешественников туризм - это знакомство с другими культурами, городами, странами, языками. При наличии доступной цены, хорошего сервиса и качества услуг российское туристическое направление может быть очень интересным.

Выбор читателей