Городам предстоит "поумнеть" или погибнуть

Современным мегаполисам необходимо "умнеть", чтобы не превратиться в Мордор. Концепция создания "умных городов" становится градостроительным трендом на десятилетия вперед


Фото: Ольга Соколова



Неизменным символом постиндустриальной экономики стала концентрация населения в крупных городах - мегаполисах. Сегодня это огромные людские муравейники с жестким жизненным ритмом миллионов людей, пробками на дорогах и постоянной борьбой с чувством депрессии.

Не зря, многие эксперты полагают, что жизнь в мегаполисе перемалывает человека, выжимая его морально и физически. Вредные выбросы энергетических предприятий и миллионов автомобилей сокращают его жизнь. Необходимость совершать длительные и не всегда рациональные поездки на работу и обратно отнимают последние силы и время. При этом, жителям мегаполисов явно не хватает общения между собой и контактов с окружающей их средой.

Первыми, о необходимости борьбы с этими проблемами заговорили в странах Запада. Благодаря стараниям архитекторов, экономистов, психологов, экологов и пр. была создана концепция умного города – города, который сам снимает и разрешает значительную часть проблем и задач своих жителей. Несмотря на то, что концепция еще достаточно молода, есть все основания говорить о зарождение нового тренда, предполагающего создание невиданного ранее типа городов – smart, что значит умный.

Речь не идет о строительстве новых населенных пунктов на новых территориях, что в современной Европе и не только достаточно проблематично. Скорее, это создание совершенно новой среды для проживания и работы людей на отдельных частях уже существующих городов, а так же на присоединяемых к ним территориях.

Одним из первых определение "умного" города дал исследователь Бойд Коэн (Boyd Cohen) из инновационного журнала Co. Exist. По его мнению, умный город – это город, который использует информационно-коммуникационные технологии, чтобы стать умнее и эффективнее в использовании ресурсов, что приводит к экономии затрат и энергии, повышению качества обслуживания и качества жизни, меньшей степени воздействия на окружающую среду, поддерживая инновации и экологически чистую экономику.

Какие города можно назвать самыми умными в мире? Бойд Коэн приводит десятку городов, которые могут соответствовать этому определению, на основании обширного исследования по "умным" инициативам во всем мире. Это Вена, Торонто, Париж, Нью-Йорк, Лондон, Токио, Берлин, Копенгаген, Гонконг, и Барселона. Согласно опросу, к 2016 году города в этом списке потратят около 40 миллиардов долларов на развитие самых современных и самых "умных" городских технологий.

Чтобы понять, как рождается и чем живет настоящий smart city, мы отправились в самый "умный" по классификации Коэна город – Вену.

Решающим фактором продвижения австрийской столицы к статусу умного города стало использование современных технологий, их дальнейшая разработка и внедрение новых идей. Так, по замыслу городских властей, Вена должна стать городом, в котором до 2020 года будет установлено 300 тысяч квадратных метров солнечных коллекторов. Вновь проектируемые здания в идеале должны производить больше энергии, чем сами потребляют, то есть быть т.н. активными домами. С этой целью в Вене строится показательный район "Асперн. Город у озера" (Aspern Seestadt). В рамках программы "Smart City" Вена намерена воспользоваться шансом взять на себя ведущую роль в Европе в области исследования и развития технологий для умного развития городов.

О том, что представляет из себя Асперн и почему именно он является для австрийской столицы своеобразным мостом в мир "умных" городов, нам рассказал Николаус Зуммер, представитель отдела коммуникаций и управления проектом "Асперн. Город у озера". С ним, ранним ноябрьским утором мы встретились у конечной станции линии U2 венского метро, которую можно смело назвать воротами в "город будущего".

Николаус Зуммер: Асперн будет занимать площадь в 240 гектаров, что равно площади всей центральной части Вены. С 1982 года здесь находится завод компании "Дженерал Моторс", который производит автомобили Опель. Именно приход крупной компании послужил отправной точкой к началу использования всей этой территории. До этого здесь находился небольшой региональный аэропорт. Как с восточной, так и с западной стороны место окаймляет т.н. зеленый пояс. По сути, эти зеленые участки являются естественной границей района, и они останутся незастроенными.

Yтро: Асперн называют умным городом, что вкладывается в это понятие?

Н.З.: Я бы сказал иначе: Асперн – это скорее лаборатория для умного города, здесь мы отрабатываем самые различные технологии умного города и ведем научно-исследовательские работы. Один из главных предметов исследования – это изучение и адаптация различных современных типов зданий. В нашем случае их три. Это жилой дом, школа и студенческое общежитие. Все три типа зданий активно оснащаются современными технологиями. Это тепловые насосы, солнечные батареи, а так же интеллектуальные системы использования отработанного воздуха. Отправной точкой для исследования стала возможность проверить все эти технологии в реальной жизни на конкретном районе. Главная цель – максимально эффективное использование энергии.

На сегодняшний день здесь присутствуют три важнейших направления: умные сети, умные здания, призванные сберегать энергию, препятствуя ее передаче во внешнюю среду и умные информационные и коммуникационные технологии. Они нужны для того, чтобы связать воедино первые два пункта.

Y: Можете вы привести примеры других умных городов, похожи ли различные умные города друг на друга?

Н.З.: Еще раз подчеркну, когда мы говорим об умном городе, мы имеем в виду в первую очередь Вену. Асперн же является своеобразной лабораторией для Вены. В мире инициативы по созданию умных городов сегодня только начинают реализовываться. И Вена пытается занять здесь одну из лидирующих позиций. Мы исследовали много различных городов, таких как Копенгаген, Мальме, Амстердам, Гамбург и Мюнхен. Там есть очень много интересных проектов. Но мы считаем крайне важным, что каждый город должен идти своим собственным путем. Нет единого стандарта построения умного города. Любой город имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому требуется тщательный анализ, для того, чтобы выбрать подходящий путь для каждого конкретного города. И он никогда не будет общим для всех. Кстати, ровно год назад в Москве я уже пытался объяснить, что умный город Москва будет выглядеть совсем иначе, чем умный город Вена.

Y: А что побудило власти Вены начать строить новый район именно здесь?

Н.З.: В 2005 году был разработан план развития Вены, и было установлено, что вся территория вдоль продленной линии метро U2 - так называемый коридор U2, представляет собой территорию развития города на будущее. То есть, перспективным направлением развития было выбрано северное - на север от Дуная и центра Вены.

Подробный анализ этой территории показал, что это направление (22-й район Вены) уже сейчас развивается довольно динамично и имеет хорошие перспективы. Ну и к тому же здесь довольно простая структура владения землей. У этой земли было только два основных владельца - это муниципалитет города Вены и Австрийская республика, то есть отсутствовала необходимость в массовом порядке выкупать землю у частных владельцев.

Y: В Асперне параллельно с жильем создаются рабочие места. Что это будут за места?

Н.З.: Мы хотим создавать здесь рабочие места в самых разных сферах. Главное же ограничение – мы не хотим здесь тяжелой промышленности и не хотим какой-либо логистическо-экспедиционной деятельности. Хотелось бы избежать большого грузового движения.

Вместо этого, мы намерены развивать инновационные направления в области энергии и окружающей среды. Здесь будут находиться предприятия из области информационных и телекоммуникационных технологий, разработчики и производители продукции. Ну и конечно здесь будет много офисных площадей, с соответствующими рабочими местами.

Y: Сколько времени житель Асперна будет добираться до места работы?

Н.З.: Все зависит от того, где он будет работать. Мы не ожидаем, что все жители Асперна будут здесь же и работать. Мы изначально рассчитывали на то, что нам удастся создать здесь хорошую систему общественного транспорта, для того, чтобы жители могли быстро и удобно добираться до других частей города. Сейчас на метро можно за 25 минут доехать до центра города. Это не больше чем из других отдаленных районов. До того, как сюда пришло метро, до центра надо было добираться час. Линия подземки стала основой для развития всей данной территории. Вдоль нее, для всех, кто сюда приедет в ближайшие 15 лет, будет создана отличная современная инфраструктура.

Y: В последнее время в другом мегаполисе - Москве достаточно остро стоит вопрос с парковкой для личного автотранспорта горожан. Жителям все чаще дают понять, что от личного авто в городе лучше отказаться. Будет ли Асперн благоприятен для жителей с личным автотранспортом?

Н.З.: У нас есть определенная концепция мобильности для всех видов транспорта. Основной упор мы делаем на общественный и экологический транспорт. Метро здесь уже есть, очень скоро появится трамвайная линия и 7 автобусных маршрутов. Очень много возможностей будет предоставлено для велосипедистов и пешеходов. Ну и так же мы активно продвигаем такие новые виды мобильности, как "каршерринг" – это когда несколько человек по мере необходимости пользуются одним автомобилем.

Что касается личных автомобилей, то прежние жители этих мест, когда здесь не было никакой другой транспортной возможности, конечно же активно ими пользовались. Мы не хотим менять это положение вещей. Поэтому, мы намерены создать хорошие возможности и для автомобилистов.

В то же время, по нашему замыслу, на самой территории Асперна автомобильное движение будет сокращено до 20%. Это нужно для того, чтобы по самому центру района машины не ездили. Машины жителей будут собираться в гаражных комплексах, находящихся рядом.

В законе о жилищном строительстве города сказано, что для каждой машины должно быть построено парковочное место. Специально для Асперна, количество парковочных мест будет сокращено. Их будет 0,7 на одну машину. То есть, если мы строим 100 квартир, то мы должны будем построить для них только 70 парковочных мест. Это то, что гарантировано должны предусмотреть частные инвесторы. Так же, предусмотрены парковочные места и в общественном пространстве. Но их тоже будет несколько меньше, нежели в других районах Вены.

Y: Что это будут за гаражи?

Н.З.: Те гаражи, которые построены на первом этапе реализации проекта Асперн – подземные. Сейчас строятся и подземные и надземные. Дальше планы таковы, что к Асперну будет подведена магистральная дорога, вокруг которой так же будут сооружены гаражные комплексы. Это гаражи для тех, у кого нет парковочных мест на территории самого района. Люди могут оставлять свои машины здесь, не въезжая на них в район.

Мы очень долго и тщательно продумывали систему парковочного пространства в Асперне. И мы решили сделать ставку на т.н. собирающие гаражи. Их задача собирать машины в определенных точках района. Но в любом случае, добраться от дома до такого гаража жителю Асперна можно будет за несколько минут.

Y: Какие еще элементы концепции умного города реализованы в Асперне?

Н.З.: Характерной особенностью Асперна является то, что первые этажи домов здесь выше остальных. Это нужно для того, чтобы их удобно было использовать для бизнеса. То есть, для размещения мастерских, магазинов, парикмахерских и т.п. Рациональное использование помещений первых этажей является важной особенностью умного города. Наличие на первых этажах различных объектов сервиса, торговли, развлечений оживляет район и делает его привлекательным для жителей. Он быстрее заселяется.

Частью нашей концепции является создание города коротких расстояний и здесь наличие на первых этажах магазинов и других необходимых объектов социальной инфраструктуры становится неоценимым достоинством. Человеку не надо идти за хлебом в супермаркет на соседней улице. Ему достаточно спуститься в магазин на первом этаже.

Это также является одним из элементов умного города.

Именно по этому, мы умышленно не проектировали здесь торгового центра. Мы не хотим концентрации торговли. Напротив, мы делаем ставку на маленькие магазины шаговой доступности. В результате мы получим торговую улицу, которая будет обеспечивать необходимый набор магазинов. В идеале, как мы рассчитываем, что эта улица станет своеобразной осью Асперна.

Одним из важных принципов застройки Асперна является оригинальное оформление общественного пространства. Площади, улицы и парки должны быть оформлены настолько привлекательно, чтобы люди получали удовольствие, находясь здесь. Территория центрального парка, который расположится вокруг озера будет занимать аж 10 гектаров. Сочетание озера и парка станет своеобразными зелено-синими легкими нашего района.

Выбор читателей