Авторынок хочет выехать на льготных кредитах

Государство вновь задумалось о спасении отечественного автопрома. Рассматривается вопрос о возобновлении программы льготного автокредитования. Но в нынешних условиях старые методы могут не сработать


ФОТО: globallookpress



Государство вновь задумалось о спасении отечественного автопрома. Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития до 5 февраля проработать вопрос о целесообразности возобновления программы льготного автокредитования. Также они должны за год (до 2 декабря 2015 г.) разработать новую стратегию развития отрасли - до 2030 года.

Текущая стратегия оказалась неактуальной в изменившихся реалиях сегодняшнего дня и не позволяет оценить необходимость и размер государственной поддержки. Она была принята в 2010 г., когда в России наблюдался рост автомобильного рынка после кризисного провала 2008 - 2009 годов. В значительной степени увеличение продаж было обеспечено именно программами утилизации и льготного автокредитования. Восстановление рынка продолжалось до середины 2012 г., а затем началось медленное снижение.

В марте текущего года этот процесс ускорился. Тогда же дилеры попросили вернуть льготное кредитование, однако на тот момент власти сочли более эффективной программу утилизации. Как пояснил директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов, к такому решению привели неудовлетворительные итоги программы льготного кредитования в 2013 году.

Программа была запущена в июле, и власти рассчитывали, что банковская ставка по автокредиту под покупку новой машины составит порядка 12 - 14%, а за счет субсидий государства этот кредит подешевеет примерно до 9%. Но к октябрю - ноябрю выяснилось, что банки подтягивают все свои ставки повыше, заранее съедая дельту, которую давало государство. В итоге кредитные учреждения получали льготные деньги, но потребителю все равно приходилось платить те же 12 - 14% годовых. "Мы поняли, что кормить банки бессмысленно, а когда мы делаем программу утилизации, эту скидку получает конкретный потребитель", - пояснил Морозов.

Нынешняя программа утилизации стартовала в начале осени 2014 г. и слегка затормозила падение рынка. Но не остановила. По оценкам аналитического агентства "Автостат", по итогам первых десяти месяцев 2014 г. рынок снизился на 12,4% по сравнению с прошлогодними показателями. И в будущем увеличения спроса ждать не стоит: цены на автомобили вырастут, а доходы населения, в лучшем случае, не изменятся, в худшем - сократятся.

Дилеры вновь обратились к властям. По данным газеты "Ведомости", 3 декабря ассоциация "Российские автодилеры", в которую входят около 500 компаний, направила письмо на имя Медведева, а также министра промышленности и торговли Дениса Мантурова с просьбой возобновить программу льготного автокредитования. При этом "Роад" предлагает изменить параметры госпрограммы: предельную стоимость кредитного автомобиля увеличить до 1 млн руб., а размер субсидии сократить с 2/3 до 1/2 ставки рефинансирования. Также ассоциация предлагает ужесточить требования к заемщикам и определить правила для коммерческих банков, задействованных в программе.

Но даже в случае положительного решения по данному вопросу эффект от действия этой программы в текущих условиях может не оправдать ожиданий. Отличительной чертой сегодняшнего дня является понимание того, что финансовые трудности - это надолго. А в условиях экономической нестабильности, имеющей все признаки долгосрочной, граждане опасаются брать кредиты, тем более на дорогие товары, не относящиеся к предметам жизненной необходимости. Да и банки куда более критично относятся к потенциальным заемщикам.

Аналитики, в свою очередь, отмечают, что эффект отложенного спроса, возникший в 2009 - 2010 г., сработал в последующие два - три года: все, кто накануне кризиса планировал поменять автомобиль, успели это сделать. И теперь у них в запасе достаточно времени, чтобы подождать и посмотреть, как будет дальше развиваться ситуация.

Выбор читателей