История успеха от основателя сети "Циферблат"

"Циферблат" – это место, куда каждый может прийти, как к себе домой. Или в офис, или в кафе.




Выражение "время – деньги" в случае с Иваном Митиным, основателем сети антикафе "Циферблат", в которых посетители платят не за еду, а за проведенные минуты, стало основой одной из самых эффективных бизнес идей в России. Сам Иван не любит, когда его заведения причисляют к категории "антикафе", хотя благодаря ему она и появилась и в России, и в мире. Он предпочитает называться "свободным пространством" или просто "Циферблатом". На самом деле это уникальная идея – первая и единственная в своем роде. И что самое важное – рождена в России. Сейчас этот формат скопировали уже более 300 заведений.

Завоевав популярность у нас, теперь Иван Митин интегрирует свою идею в европейские страны, где такой формат тоже в новинку. В 2014 году, когда Митин выходил на новый рынок, о нем, как об открытии года, написал английский Time Out, BBC, CNN, Guardian, Times. Информационная волна была запущена: в Европе, США, Японии и других странах узнали о "Циферблате". Первый заграничный "Циферблат" недавно открылся в Лондоне. За 5 пенсов в минуту (или 3 пенса для постоянных гостей) можно почитать книжку, заниматься творчеством, работать или участвовать в разнообразных перформансах, чаепитиях, дискуссиях, которые регулярно там проводятся.

В Москве все это доступно уже давно – с 2011 года. "Циферблат" – это место, куда каждый может прийти, как к себе домой. Или в офис, или в кафе. Пространство абсолютно гибкое, и каждый может наполнять его в том формате, который ему удобен. Оно совмещает идею творческого пространства, коворкинг зоны и простого кафе. Только вот еду в этом случае можно приносить с собой. Казалось бы, что сложного – придумать и воплотить в жизнь эту простую идею. Все гениальное – просто. О том, как все начиналось и во что вылилось – расскажет сам Иван. Мы пообщались с ним на одной из рождественских встреч в "Циферблате".

Как возникла идея

"Мы с детства с друзьями строили шалаши. В лесу, на помойках искали материалы для строительства дома, где потом можно будет спрятаться и жить, как тебе нравится. Я думаю, что в какой-то степени такая мечта – сделать что-то друг для друга, для своих друзей – сохранилась у всех людей. У меня она долго была в голове, причем я много чем занимался до "Циферблата". Но мне все время хотелось иметь такое место, где можно объединять людей, где каждый мог бы себя проявить: кто-то занимается музыкой, живописью, литературой, ну и просто поболтать. В какой-то момент я открыл место под названием "Дом на дереве", а через год появился "Циферблат". В "Доме на дереве" идея была примерна та же, только там каждый платил столько, сколько хотел. Идея состоит в том, что здесь не просто платят за время, потому что это такой необычный формат оплаты, а делается для того, чтобы люди понимали, что они, как и мы, являются участниками процесса. Мы вынуждены каждый месяц платить большую сумму за аренду, еду, а гости это делают раз в минуту, и таким образом мы вскладчину это место с ними держим".

Это был рисковый проект…

"Я внутренне был уверен, что все будет хорошо, но был готов и к тому, что надо будет просить у людей еще денег, чтобы заплатить за аренду. Но неожиданно этот формат стал очень популярным в целом и сам "Циферблат" в частности. Все случилось самой собой, ведь когда мы придумали идею, поставили какую-то мебель – все это не было супер осознанно. Мы сделали это, полагаясь больше на интуицию и внутреннее чутье. Конечно, сейчас у нас 12 "Циферблатов" и это требует системы управления, это уже не может делаться просто на энтузиазме или каком-то стихийном ручном руководстве. В этом смысле мы глубже понимаем систему, кто как себя ведет: как работать с командой, как работать с гостями, какие организовывать мероприятия, как себя подавать, что хорошо и что плохо. Естественно, мы все время стараемся улучшать качество. Мы меняем мебель на более приличную. Изначально здесь все было дешевое, денег не было. Мы придумываем такие штуки в виде совместных ужинов, обедов, расширяем формат. Так, например, появилась подмосковная резиденция "Циферблата". У нас много идей, мы растем, открываем новые места в разных странах, городах, разрабатываем новые приложения для "Циферблата".

Лондонский "Циферблат"

"Мы знали, что интерес к такому формату есть во всем мире. В наш российский "Циферблат" приходит много иностранцев, они все в восторге говорят: "Ой, вот бы у нас было такое". И мы хотели показать пример всему миру, что есть "Циферблат", что это новый свежий формат. К тому же, мы хотели найти франшизных партнеров по всему миру. Поэтому мы выбирали одно какое-то место, в котором можно будет классно все сделать, и который будет являться примером для всего мира. Выбор был из нескольких городов, но выбрали Лондон, потому что там все говорят на английском, а я знаю английский, и он относительно недалеко, ближе, чем Нью-Йорк. А из сложностей мы столкнулись с бюрократией, медлительностью англичан и их замкнутостью".

Все дело в людях

"Я не вижу существенной разницы между гостями в России и Лондоне. Они так же счастливы все это видеть, принимать участие, просто наслаждаться этой атмосферой. Изначально в Европе и США может сложиться ощущение, что все люди более открыты, чем здесь. Они быстрее и охотнее тебе улыбнутся, помогут, если ты упал и так далее. Но у них есть граница, дальше которой они не пускают даже, может быть, лучших друзей и родных. До этой границы мне, по крайней мере, со своим русским менталитетом, достаточно быстро дойти, и я чувствую, что не могу ее пробить и как будто все впустую. С нашим соотечественником легче. Да, он может грубее выглядеть, не будет улыбаться первому встречному, но с ним в общении ты дойдешь до таких откровенных разговоров интересных, когда он будет готов раскрыться, и ты сможешь ему открыть какие-то чувства и мысли".

Праздник к нам приходит!

"Мы стараемся делать атмосферные вещи, если контекст ситуации позволяет это сделать. Сейчас рождественские дни. Мы просто хотели создать милую и непринужденную атмосферу с огоньками, теплый и домашний вечер, чтобы в сердцах у гостей зазвучал знакомый мотив "Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит". Как будто люди сидят дома рядом с елкой в приятном ожидании и предвкушении, мигают гирлянды и все жуют пряники, пьют шампанское или колу, и все в таком духе".

Новогодний дух

"Что для меня Новый год? Для меня это, в первую очередь, семейный праздник, когда все собираются за большим столом, бабушкины вкусные блюда, ёлка, подарки, в бокалах пузырится Кока-Кола (я практически не пью алкоголь), но, к сожалению, вся моя семья живет на разных концах света, и мне сложно их собрать в одном месте в силу возраста, расстояния и личной занятости. Поэтому я попробую воссоздать эту атмосферу в своем втором доме – "Циферблате".

Выбор читателей