Бизнес просит снизить ставки

Высокая ключевая ставка и отсутствие доступа к рынку долгового финансирования в совокупности с другими негативными факторами спровоцируют глубочайший спад инвестиций и кризис в производственной сфере


ФОТО: Klaus Ohlenschlager/globallookpress.com



Во вторник, 27 января, в Москве прошло очередное заседание антикризисного штаба "Деловой России", на этот раз с участием заместителя министра экономического развития Станислава Воскресенского. Встреча чиновника с представителями бизнес-сообщества прошла за закрытыми дверями. Как позже рассказали журналистам участники мероприятия, они надеялись услышать и обсудить детали антикризисного плана правительства, особенно - конкретные меры, касающиеся предпринимательской деятельности, но министр вдаваться в подробности не стал и предпочел послушать предложения самих бизнесменов.

Хотя тем же вечером правительственный план был подписан премьером, это не означает, что в дальнейшем в него нельзя будет вносить коррективы, поясняют эксперты. План не исчерпывающий, но самое плохое, что можно сейчас сделать, - шлифовать его до декабря, отметил президент "Деловой России" Алексей Репик. Надо запускать то, что есть, и дополнять по мере необходимости.

Что же касается предложений бизнеса, для него сегодня главная задача - сделать доступным финансирование для малых и средних предприятий. Традиционно набор государственных мер поддержки в кризисных ситуациях предусматривает, в первую очередь, заботу о крупных производителях, от которых зависит большое количество работающих граждан, а про "малышей" забывают. Тот же подход практикуется и в банковской сфере: бюджетные средства вливаются в системные банки, но не доходят до их коллег из второго эшелона, которые и занимаются кредитованием реального сектора. Нынешний документ в этом смысле пока не сильно отличается от того, что был разработан шесть лет назад.

Между тем малый и средний бизнес, а также весь несырьевой комплекс российской экономики уже отрезаны от рынка долгового финансирования: внешний закрыт санкциями, а внутренний парализован повышением ключевой процентной ставки и проводимой политикой дорогих кредитов.

При сохранении сложившихся тенденций и подходов ЦБ РФ к денежно-кредитной политике в 2015 г. реальное денежное предложение с учетом инфляции в лучшем случае сократится на 4 - 5 трлн руб., то есть на 15 - 17%, а в худшем случае на 8 - 10 трлн руб. (на 30 - 35%), предупреждают эксперты "Деловой России". Это эквивалентно изъятию из экономики и финансовой системы рублевых ресурсов в размере 11 - 12% ВВП, что станет сильнейшим ударом по банковской системе, денежному и долговому рынку, малому и среднему бизнесу.

По прогнозам "Деловой России", в 2015 г. дефицит рублевой ликвидности достигнет рекордных с 1998 г. значений. Ситуация усугубляется необходимостью погашения и рефинансирования внешних займов, общая сумма которых оценивается в $130 миллиардов.

Все это в совокупности с другими негативными факторами спровоцирует глубочайший спад инвестиций и кризис в производственной сфере. Инвестиции в основной капитал рискуют обвалиться на 25 - 30% уже в первые два квартала 2015 года. Для сравнения: в 2009 г. спад капитальных вложений составил 13,5% (в острую фазу - на 23%). В целом ряде несырьевых отраслей обрабатывающей промышленности и секторов экономики спад инвестиций может и вовсе достичь 60 - 80%.

Бизнес не просит прямой поддержки частным компаниям, говорит уполномоченный по делам предпринимателей Борис Титов, но нужна активная помощь банкам второго эшелона, которые кредитуют реальный сектор. "Мы предложили ЦБ и правительству рассмотреть возможность восстановления Агентства по реструктуризации кредитных организаций, как это было в предыдущем кризисе. Мы понимаем, что быстро создать его невозможно, но можно использовать для этого один из уже существующих институтов. Нужно точечно направлять ликвидность в ключевые места", - сказал он.

Самая болезненная для делового сообщества тема на сегодняшний день - ключевая ставка ЦБ. Омбудсмен высказал пожелание, чтобы в дальнейшем она больше не повышалась "никогда и ни за что". Более того, необходимо приступить к ее постепенному снижению, предварительно дав "четкую картину" того, как именно это будет происходить.

"Например, мы каждый месяц снижаем на 2%, если не происходит каких-то катаклизмов, или ускоряем процесс снижения ставки", - пояснил Титов. Правда, пока регулятор не демонстрирует решимости снижать ставку, признал он. "Нам сказали, что если будут какие-то сложные ситуации на валютном рынке, то могут рассматриваться и варианты повышения", - констатировал бизнес-омбудсмен.

Выбор читателей