Фермеры признались, почем продали гречку

Аграрии жалуются, что им приходится продавать продукцию в десятки раз дешевле, чем цена той же продукции на полках магазинов


ФОТО: Александр Рюмин/ТАСС



В Москве прошел XXVI съезд АККОР (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России).

Фермеры жалуются, что им приходится продавать продукцию в десятки раз дешевле, чем цена той же продукции на полках магазинов. Так, президент АККОР Владимир Плотников привел статистику, согласно которой сельхозпроизводители осенью 2014 года продали урожай гречки по цене 5,6 - 7,2 руб. за килограмм. И практически сразу же эта гречка появилась на прилавках по 55 - 80 рублей.

Говядину фермерам приходится продавать по 80 рублей. "Магнит" с гордостью обнародовал прибыль - 47 миллиардов 300 миллионов за 2014 год. За счет кого эта прибыль?" - возмутился Владимир Плотников.

В ближайшее время жизнь мелкого сельхозпроизводителя усложнится благодаря целому ряду законов - так, забивать скот фермеру разрешат только на специализированной бойне. Однако многие крупные скотобойни либо вообще отказываются брать на убой скот у мелкого производителя, либо соглашаются взять его совсем по смешной цене.

Ничего хорошего не ждут фермеры и от вступающего в силу 1 мая закона о безопасности продовольственной продукции: теперь каждый сельхозпроизводитель должен будет получить на свою продукцию специальный сертификат. По словам представителя фермеров Алтайского края - фермера Сергея Данилова, - уже идет подпольная продажа сертификатов по 300 тыс. рублей.

Другой "страшный" для фермеров закон - об ограничении срока эксплуатации транспортных средств до 15 - 25 лет. В России две трети тракторов и комбайнов были выпущены еще в годы СССР. В результате принятия закона большинство сельхозпроизводителей не смогут ни пахать, ни сеять, предупредили участники съезда.

Одной из самых больших проблем стали кредиты - в том году ставка по ним для мелких и средних сельхозпредприятий составляет 23 - 30%. При этом прибыль сельского хозяйства в России, по подсчетам АККОР, всего 1,2 - 1,6% годовых.

Государство возмещает фермерам часть процентной ставки по кредитам, но сумма возмещения в этом году составляет около 15%, причем возмещение ставки порой затягивается на два года и более ввиду отсутствия денег в бюджете. В этом году многие банки пересмотрели процентные ставки для фермеров по уже выданным кредитам, пожаловались участники съезда.

В связи с этим несколько тысяч КФХ (крестьянско-фермерских хозяйств) уже прекратили за кризисные полгода свое существование. У многих банки забрали имущество и землю за долги, причем сумма выданного кредита и реальная стоимость залога обычно несоразмерны. "Чтобы получить даже мизерный кредит, недостаточно предоставить в залог часть имущества - банк всегда хочет описать и получить в качестве залога все твое хозяйство", - рассказала фермер Елена Дубинина из Брянской области.

Наиболее сложная ситуация сложилась в Алтайском крае и Новосибирской области (фермер из Новосибирской области как раз вывалил возле Сбербанка тележку с навозом). По словам Сергея Данилова, из-за раннего снежного покрова прошлой осенью погибла значительная часть урожая - его просто не успели убрать. В результате сотни фермеров не могут расплатиться по кредитам, взятым под посевную 2014 года.

Один из банков обвинил фермеров в жульничестве и возбудил против них уголовные дела. "Только в Алтайском крае этой зимой по статье "Мошенничество" посадили полторы сотни фермеров, еще столько же дел сейчас находятся в производстве", - рассказал Сергей Данилов.

Не устраивает фермеров и цена на электричество - для сельхозпроизводителей она составляет 7 руб. за кВт, что в два с лишним раза больше, чем цена для промышленных предприятий и сельского населения. "Например, наш Дальний Восток является донором электричества, - рассказал глава КФХ "Сев" Евгений Соколовский из Амурской области. - Большая часть электроэнергии уходит в Китай за копейки. Для нашего же производителя электричество стоит недешево. Ввиду нашей удаленности нам намного дороже, чем центральной России, обходятся удобрения - почему бы не сделать ниже тарифы РЖД? Зато мы слышим везде о приоритетной поддержке Дальнего Востока".

Выбор читателей