Европа пошла на Восток

ЕС ищет дружбы с Азербайджаном, Алжиром и Туркменией, чтобы снизить зависимость от российского газа. Основная ставка делается на развитие "Южного газового коридора"


Фото: globallookpress



Евросоюз ищет дружбы с Азербайджаном, Алжиром и Туркменией, чтобы снизить зависимость от российского газа, сообщили ряд СМИ со ссылкой на статью британской The Financial Times. В распоряжении издания оказался проект долгосрочной энергетической стратегии ЕС, согласно которому Европа собирается сотрудничать с неоднозначными в политическом отношении, но богатыми ресурсами странами, которые ведут разумную политику.

Несмотря на весомый булыжник, брошенный в огород "неразумной" России, вице-председатель Еврокомиссии Марош Шефчович в интервью газете подчеркнул, что страна останется очень важным поставщиком, но ее влияние снизится. "Думаю, Европа уже устала каждое лето обсуждать, как пройти зиму. У крупнейшей экономики мира не должно быть таких проблем в XXI веке", - пояснил он.

Основная ставка, по словам Шефчовича, делается на развитие "Южного газового коридора", который, по сути, заменил собой многострадальный Nabucco. Проект предполагает расширение газопровода "Баку - Тбилиси - Эрзрум" и строительство в Турции трубопровода TANAP - оно должно завершиться в 2018 году. Из Турции газ будет поступать в Европу через Грецию по Трансадриатическому газопроводу (ТАР), который планируется построить к 2020 году.

Так что ничего принципиально нового в этой информации нет. Получать газ напрямую из прикаспийских стран ЕС мечтает давно. Собственно, схема его доставки в Европу весьма напоминает то, что разрабатывает сейчас Россия вместо "Южного потока" - поставка газа в Турцию и его продажа на границе с той же Грецией или Болгарией. И одна из причин сопротивления Европы данному варианту заключается в излишнем усилении турецких позиций при таком раскладе. Отношения ЕС с Турцией тоже далеко не безоблачны.

Проектная мощность ТАР на начальном этапе - 10 млрд кубометров в год. Такой объем вполне может обеспечить один Азербайджан, но потребности Европы в газе это покроет лишь на 10 - 20%. В дальнейшем возможно расширение пропускной способности газопровода до 20 млрд кубометров в год, однако в этом случае для наполнения трубы уже потребуется участие как минимум Туркмении (в идеале еще Ирана и Ирака, но с этим есть очевидные проблемы). Именно поэтому ЕС и сближается с данной страной.

Россия поставляет в ЕС почти треть потребляемого в Европе газа - 27%. А шесть государств содружества зависят от российских поставок на 100%. Они, в свою очередь, выступают за консолидированные закупки газа, что также предусмотрено в проекте энергетической стратегии ЕС.

По данным немецкой Sueddeutsche Zeitung, документ предполагает возможность создания "добровольного объединения для совместных закупок". Кроме того, он подразумевает лишение стран- членов Евросоюза права на принятие самостоятельных решений в энергетической политике. Перед подписанием договора со страной-поставщиком они должны будут предоставить его Еврокомиссии для проверки на предмет соответствия европейскому законодательству. И именно Брюссель будет принимать окончательное решение по сделке.

Под новые правила попадают и коммерческие соглашения с компаниями вроде "Газпрома", который пока что все условия своих контрактов с покупателями предпочитает держать в строгой секретности. Впрочем, против данного пункта стратегии могут выступить и некоторые европейские страны, например, Германия, которые также не горят желанием отдавать на откуп Брюсселю столь серьезные политические вопросы: согласно договору ЕС, энергетическая политика является суверенным правом каждой отдельно взятой страны.

Выбор читателей